Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Сказочные зонтики»»
Цель : создание условий для развития познавательной активности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.
Задачи:
создать условия для ознакомления детей со свойствами тканей в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
создать условия для выражения детьми своего мнения;
способствовать развитию наблюдательности, любознательности, инициативности, самостоятельности;
создать условия для побуждения детей к речевой активности;
способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
Интеграция содержания образовательной области «Познание», «Социализация» «Коммуникация», «Труд», «Здоровье»
Организация детских видов деятельности:
исследовательская деятельность;
продуктивная деятельность;
коммуникативная деятельность.
Словарь : слова, обозначающие свойства тканей: просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п.
Материалы и оборудование: Лунтик - мягкая игрушка, зонт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне (по количеству детей), конверты из бумаги с вырезанными контурами зонтов, клей-карандаш, коробка под изготовленные зонтики; набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, мерные пластмассовые ложки, стеклянные маленькие банки, вода в стаканах; картинка с изображением тучи и солнца, запись музыкальных произведений для игры; «лунные» камушки для сюрпризного момента.
Предварительная работа: просмотр серии мультфильма «Лунтик и зонтик»
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Организация образовательногопространства
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть (организационный момент)
Воспитатель: - Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?
Дети стоят в кругу.
Приветствуют гостей.
Создание условий для психологического комфорта в группе:
обеспечение интереса и эмоциональности детей.
Вводная часть (мотивационный момент)
Незаметно для детей в группе появляется Лунтик (мягкая игрушка). Он мокрый. Взрослый вначале не обращает на него внимания.
Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.
Условия для развития самостоятельности и инициативы.
Условия для выражения детьми своих мыслей
Привлечение внимания к предстоящей совместной деятельности.
Мультипликационный герой здоровается с детьми.
Воспитатель: - Кто это, ребята?
Вы его узнали?
Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик!
Как он мог здесь оказаться?
Давайте с ним тоже поздороваемся.
Что случилось с Лунтиком?
Почему он такой мокрый?
Ответы детей.
Дети высказывают различные предположения. Здороваются с Лунтиком. Обнаруживают, что он мокрый.
Обсуждение сложившейся ситуации.
Основная часть
(проблемная ситуация)
Лунтик обращается за помощью к детям
Воспитатель:
Действительно, Лунтик попал под дождь.
Это хорошо или плохо, если Лунтик промок?
Что нужно, чтобы в дождь оставаться сухими?
Воспитатель: - Вы хотите помочь Лунтику?
Чем мы можем помочь нашему другу?
Дети говорят, что он может простудиться и заболеть.
Ответы детей.
Дети предлагают свою помощь.
Условия для развития, речевой активности.
Мотивация детей на совместную деятельность с педагогом.
Условия для проявления поисковой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Формулирование детской цели.
Художественное слово
В сумочке лежит вещица.
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем, Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт:
Есть у каждого свой...
Загадка про зонтик
Воспитатель: - Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая защитит его от дождя. – Что это за вещь?
Ответы детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для формирования детьми собственных умозаключений.
Воспитатель : - Что самое главное в зонтике?
Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя (купол сделан из ткани, которая не промокает)
Ответы и предположения детей.
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.
Работа в парах
Атрибуты для исследования
Воспитатель: - Предлагаю найти себе пару для дальнейшей работы.
- Пройдите к рабочим столам. - Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства.
Ответы по ходу исследовательских действий детей.
Индивидуальная работа за столом.
Развитие умения работать в парах, оказание помощи друг другу.
Условия для проявления поисковой деятельности.
Условия для развития познавательной активности
Условия для выражения детьми своих мыслей.
И сследование ткани начинается с ситца.
Беседа по вопросам
Воспитатель: - Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается)
Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется)
Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)
Ответы и исследовательские действия детей.
Работа за столами
Во время работы педагог обращает внимание на осанку детей.
Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает детям самостоятельно проверить образцы тканей.
Воспитатель: - Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая.
Воспитатель: - Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик?
Воспитатель: - Правильно, надо проверить ткань.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Эксперимент «Какая ткань не промокает?»
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость.
На столах атрибуты для исследования по количеству детей.
Воспитатель: - Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя.
Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани.
Условия для развития познавательной активности.
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Физкульминутка:
Капли первые упали,
Дети зонтики достали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра, испугалась детвора.
А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце!
Игра проводится под музыку (длительность в зависимости от степени утомляемости детей).
Воспитатель: - Мы вместе провели очень сложную работу.
Какую?
Вывод: Узнали о свойствах ткани и выяснили, какая ткань подойдёт для зонтика.
Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев, ведь у Лунтика много друзей. Но сначала нам нужно как следует отдохнуть.
Воспитатель: - Давайте разомнемся. Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть?
Дети делают вывод.
Дети соглашаются поиграть, встают в круг, выполняя с воспитателем движения по ходу текста.
Условия для смены видов деятельности детей и развития двигательной активности.
Художественно-продуктивная деятельность.
Объяснение способа изготовления зонта
Самостоятельная деятельность детей
В: - Ребята! Есть много разных способов изготовления зонтиков. Но я знаю самый простой способ! Позвольте мне показать вам? На столах у вас лежит бумажный конверт с вырезанным контуром зонта. Нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик!
Дети самостоятельно подбирают нужный материал для зонтика, обосновывая выбор, наклеивают на бумагу.
Воспитание внимательности к речи педагога, умение запоминать и выполнять инструкцию.
Условия для развития самостоятельности, самоконтроля.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для проявления речевой активности.
Собираем вместе с Лунтиком зонтики для друзей в коробку
Воспитатель: Какие красивые, яркие зонтики у вас получились!
Давайте сложим их в коробку, Лунтик заберёт с собой.
Дети рассматривают работы, делятся впечатлениями.
Дети соглашаются.
Воспитатель: - Как вы думаете, понравятся ли ваши зонтики сказочным друзьям?
Мне тоже они очень понравились!
Ответы детей.
Рефлексия: итог
Оценка деятельности детей.
Сюрпризный момент
Лунтик дарит «лунные камушки»
Воспитатель : - Теперь всё готово!
– Давайте вспомним, что мы сделали?
– Что узнали в процессе изготовления зонтиков?
– А вам было интересно?
– Трудно было?
Теперь Лунтик и друзья могут не бояться дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!
Ответы детей.
Помогали Лунтику и изготовили зонтики сказочным друзьям.
Анализ и оценка детьми своей деятельности
Дети испытывают радость и восторг, благодарят, прощаются с Лунтиком и гостями.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для закрепления
нового материала.
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.
Воспитание культуры поведения.
Конспект НОД разработан в соответствии с ФГОС
Тема: «Сказочное путешествие» (интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Труд», «Здоровье»).
Цель . Создание условий для развития познавательно - исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.
Задачи:
- создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
- создать условия для выражения детьми своего мнения (социально - коммуникативное развитие);
- обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
- способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);
- создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка с взрослым;
- игровая деятельность;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика ).
Тип, и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип - комбинированный
Метод - словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма - фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности : коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Активизация словаря : слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п.
Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть (организационный момент) |
В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? |
Дети стоят в кругу. Ответы детей. |
Создание условий для психологического комфорта в группе: обеспечение интереса и эмоциональности детей |
|
Вводная часть(мотивационный момент) |
Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. Взрослый вначале не обращает на него внимания. |
Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать? В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть? |
Ответы детей. |
Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом? Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано? |
Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами. Предположения детей. |
|||
Основная часть Проблемная ситуация: |
(Взрослый читает письмо ). |
Воспитатель: Дети, нас извещают, чтоодному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие. |
Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку: “Путь в сказку”: один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять! (порядковый счёт до 5). |
Условия для развития, речевой активности. Условия для закрепления порядкового счёта. |
Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми. |
Воспитатель: - Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой - Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем… |
Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера. Просмотр видеослайда. (Ответы детей) |
Условия для поддержки речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
|
Воспитатель: - Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться. Воспитатель: Как мы можем помочь нашему другу? |
Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения. (обсуждение сложившейся ситуации). Ответы детей. Дети предлагают свою помощь. |
|||
Художественное слово В сумочке лежит вещица. Та, что в дождик пригодится. Мы её достанем, Мокрыми не станем. Ничего, что дождь идёт: Есть у каждого свой. |
Загадка про зонтик |
Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя. Если вы правильно ответите, на слайде появится - картинка - правильный ответ. |
Ответы детей. |
Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития исследовательских действий. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя. |
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду. Ответы и предположения детей. |
|||
Атрибуты для исследования |
Воспитатель: Давайте подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства. |
Ответы по ходу исследовательских действий детей. Индивидуальная работа за столом. |
Условия для проявления поисковой деятельности. Условия для развития познавательной активности Условия для выражения детьми своих мыслей. |
|
Исследование ткани начинается с ситца (беседа у стола) |
Воспитатель: Эта ткань пропускает свет?(Просвечивается - не просвечивается) Эта ткань мнется или нет? (Мнется - не мнется) Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая) |
Ответы и исследовательские действия детей. |
||
(работа за столами) |
Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием схем моделирования. Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая. Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик? Воспитатель: правильно, надо проверить ткань. |
|||
Условия для выражения детьми своих мыслей. |
||||
Эксперимент “Какая ткань не промокает?” |
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость. на столах атрибуты для исследования по количеству детей. |
Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик? |
Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани. |
Условия для взаимодействия детей со взрослым. |
Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика. |
Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца? |
Ответы детей. Дети называют свойства тканей. |
||
Физкульминутка: Капли первые упали, Дети зонтики достали. Дождик застучал сильней, Птички скрылись средь ветвей. Дождь полил как из ведра, испугалась детвора. В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце! |
Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей. |
Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть. Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых - это игра. Хотите поиграть? |
Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: «Дождь», выполняя с воспитателем движения по ходу текста. |
Условия для оздоровления детей и двигательной активности: длительность в зависимости от степени утомляемости детей. |
Художественно-продуктивная деятельность. |
В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик. |
Ответы детей. |
Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития самостоятельности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для проявления познавательной активности. |
|
Взрослый направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами. |
Воспитатель: какие красивые зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3. |
Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала. Дети закрывают глаза и считают до 3. |
||
Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям? |
Ответы детей. Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами. |
|||
Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!” |
||||
Путь из сказки: «Пять, четыре, три, два, один»! |
Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный. |
Дети считают от пяти до одного. |
Условия для закрепления обратного счёта. |
|
Рефлексия: итог НОД. Оценка деятельности детей. |
Воспитатель : Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке?Воспитатель : Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами! |
Ответы детей. |
Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для закрепления нового материала. Условия для развития, и стимулирования речевой активности. |
Виктория Ячушко
Задачи :
Образовательные :
1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
2. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
5. Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей
Развивающие :
1. Развивать логическое мышление
2. Дать представления об истинных и ложных суждениях
Воспитательные :
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Приоритетная образовательная область : «Познавательно -исследовательская»
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативная» , «Художественно - эстетическое» , «Физическая» .
Задачи интегрируемых образовательных областей :
Социально-коммуникативная
развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
активизировать словарь детей.
воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Физическая культура
продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе
Художественно - эстетическая
закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.
Предварительная работа :
Обучение счета до 10 и обратно , знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материалы.
Ход занятия.
В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. - В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз
В. – А сейчас я приглашаю вас по путешествовать .
В. - Ребята, на чём можно путешествовать ?
Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на пароходе . Потому что наше путешествие будет по морю – морское . Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на пароход»
В. – Я поочереди буду бросать вам мяч, называть число, а вы называете его соседей, до и после числа. Назовите соседей числа 2; соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6.
В. - Вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места на пароходе (раздаю «билеты» с цифрой 8, изображенную пунктиром , кладут на стол).
Звучит музыка «Паровозик из «Ромашково» , дети проходят на свои места за стол.
В. - Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем. Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7» ?
1. В какой сказке было семеро козлят?
2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?
3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка?
4. Как называется сказка А. С. Пушкина где было семь богатырей?
Ответы детей : «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» , «Цветик - семицветик» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
В. - Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
В. - Число 7, обозначается цифрой «7» .
В. – Мы с вами уже в открытом море. Послушайте, как шумит вода. Но посмотрите, нас кто-то здесь встречает. Кто это?
Д. – Осьминожек.
В. – Посчитайте, сколько ног у осьминога? (8) . Ребята, но он просит нас помочь посчитать, сколько у него деток. (на доске появляются шесть осьминожек красного цвета) . Посчитайте, сколько деток? (6) Вот приплыл еще один (синего цвета, сколько стало? Как получили число 7? (6+1) .
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
В. - Внимательно посмотрите на осьминожков и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Воспитатель меняет синего осьминожка на красного.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Д. - Синего поменяли на красного. Сколько стало красных осьминожков? (7)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет одного синего осьминожка.
В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.
(Выставляется на доске цифра 8)
Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
В. – Какое число перед числом 8? (7) . После числа 8? (9)
В. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)
Дети рисуют цифру 8 рукой в воздухе, потом на «билетах» по точкам.
Физкультминутка.
Сколько ног у осьминога? (топают)
Много, много, много, много…
Сколько рук у осьминога? (хлопают)
Много, много, много, много….
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
И детей у осьминога (прыгают)
Много, много, много, много…
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
Бедный папа осьминог. (выполняют ходьбу на месте)
Сколько деткам моет ног?
В. – А сейчас посмотрите, осьминог показывает нам свой дом и просит расселить своих осьминожек так, чтобы все поместились.
Какой номер у дома? (8)
Как разделить число 8 на два меньших?
Сколько нужно добавить осьминожков, чтобы получилось число 8?
Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты : 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;
Вывод : воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8
В. - Молодцы! Хорошо справились. Но осьминожки хотят поиграть с вами в прятки.
Игровое упражнение «Играем в прятки с осьминожками» .
У детей по 2 больших треугольника – «камушка» и 8 кругов – «осьминожек» одного цвета. Дети «прячут» осьминогов за камушки, рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 8 на два меньших числа.
В. – Ребята, вы хорошо помогли осьминогу и справились со всеми заданиями, за это он дарит вам торт. Какой он формы? Давайте поделимся с осьминожками?
Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает : на сколько частей вы разделили круг, больше : целое или 1/2
Что меньше : половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части (4)
Как можно назвать каждую часть? Что больше : целое или 1/4? Что меньше : 1/4 или целое?
Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части : сколько всего частей получилось? (8)
Как можно назвать каждую часть? Что больше : целое или 1/8? Что меньше : 1/8 или целое?
Всем осьминожкам хватит тортика? Сколько кусочков? Сколько осьминожков?
В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)
В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие . Вам понравилось путешествие ? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать.
Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект НОД «В гостах у сказки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2 . Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.
3 . Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно.
Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени.
Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много. И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10 -15 задач. Пяти, максимум шести хватит. Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание.
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать – «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на три группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет две группы задач: развивающие и образовательные.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Любая образовательная деятельность по ФГОС ДО должна быть развивающей.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации . В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность»
(НОД), в других - «организованная образовательная деятельность»
(ООД), в третьих - «образовательная ситуация»
(ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!
Итак, конспект:
1. Заголовок.
В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями , а также интеграцию детских видов деятельности.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи.
Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели
НОД». Это методически неправильно. Цель
– это финальный иобщий
результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса
(т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта
(так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной
образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу
этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»
! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание
на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие«образование»
(читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание
. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе
. В этом случае у Вас будет 2 группы задач:развивающие и образовательные
.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие» , так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в