Игра с мячом «Подбери признак». Дидактическая игра «Один-много»

Зима какая? (Холодная)

Шапка какая?

Солнышко какое?

Дуб какой? И др.

Сегодня мы научимся правильно подбирать слова-признаки и внимательно следить за окончаниями слов.

II. Основная часть.

Игра «Волшебные стеклышки».

Перед каждым ребенком лежат разноцветные «стеклышки» (вырезанные из бумаги квадратики, ромбики, кружочки и др.).

Л о г о п е д. Посмотрите, что лежит перед вами. Это волшебное стеклышко. У каждого оно своего цвета. Давайте посмотрим сквозь них и назовем, какие предметы этого цвета мы можем увидеть. Уменя синее стекло. Я вижу синее небо, синий платочек, синюю юбку.

Дети называют предметы.

Игра «Про что яговорю?»

Логопед вывешивает на доску три картинки - желтый платок, желтое кресло, желтая машина.

Л о г о п е д. Про что мы скажем желтАЯ? желтЫЙ? желтОЕ?

Аналогичная работа про водится с картинками: синее небо, синяя юбка, синий карандаш; красная кофта, красный флажок, красное платье; зеленая трава, зеленый огурец, зеленое яблоко.

3. Игра смячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, а вы - много. Например: Красная ручка - красные ручки.

Холодная ночь –

Большая подушка –

Деревянный стол –

Простой карандаш –

4. Физкультминутка .

Игра с мячом «Что может быть?».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть слово-признак, а вы должны подобрать слово-предмет. Внимательно следите за окончаниями слов, которые я говорю.

Большой - мяч. Высокий -



Большая - подушка. Высокое -

Желтое - Красивый -

Желтый - Красивая -

Кислая - Красивое -

Кислый - и др.

Игра «Исправь ошибку».

Л о г о п е д. Послушайте и скажите, нет ли ошибок в предложениях?

Коля ест вкусный грушу.

Дети увидели большая дом.

У малыша удобная коляска.

На улице светит ласковая солнышко.

По телевизору показывают интересное передача.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Деревья. Кустарники»

Цели:

1. Уточнение представления о деревьях и кустарниках.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

4. Закрепление навыка подбора прилагательных-антонимов.

5. Развитие навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного
восприятия, быстроты реакции.

Оборудование: картинки с изображениями лиственных и хвойных деревьев, кустарников, разноцветные листочки (клен, рябина, дуб, осина, каштан), мяч, разрезные картинки деревьев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

Мы с кленов ….

Мы с яблонь...

Мыс вишен...

С осинки...

С черемухи...

С березы...

Везде листопад:

На пороге морозы!

(Ю. Капотов)

Л о г о п е д. Про какое время года идет речь в стихотворении? Почему вы так думаете?

Названия каких деревьев вы слышали в стихотворении?

Сегодня мы поговорим с вами о деревьях и кустарниках.

II.Основная часть.

Беседа о деревьях и кустарниках (логопед и дети стоят у доски).

На доске картинки с изображениями березы, клена.

Л о г о п е д. Чем отличается дерево от кустарника? (у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева).

Какие деревья мы называем хвойными? Назовите три хвойных дерева.

Какие деревья мы называем лиственными? Назовите пять лиственных деревьев.

Назовите три кустарника.

Где растут кустарники и деревья?

Логопед выставляет на доску картинку с изображением дерева.

Л о г о п е д. Давайте назовем части дерева. Каждый ребенок по очереди берет указку, показывает и называет какую-то часть дерева.

Игра «Сосчитай-ка»

Логопед выставляет на доску изображения деревьев: елка, клен,дуб,сосна, береза.

Л о г о п е д. Посчитайте, сколько и каких деревьев в нашем парке!

Дети считают: один клен, два клена, три клена...

Игра «Скажи наоборот»

Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый.

Дерево высокое, а кустарник...

Один кустарник большой, а другой...

у ели ветки толстые, а у осины...

Бывают корни длинные, а бывают...

Физкультминутка.

Игра «Осенние листочки»

Логопед назначает ведущих. Дети - ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.

Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).

Л о г о п е д. Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня - с клена, Алена и Костя - в дуба и т.д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.

Проводится игра.

Л о г о п е д. Назовите, какие листочки вы собирали («мы собирали кленовые листочки» ...)

Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.

Картотека дидактических игр

Тема: Животные

Дидактическая игра «У кого – кто»

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята

У коровы – теленок, телята

У лошади — жеребенок, жеребята

У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята

У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата

У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата

У ежа – ежонок, ежата

У льва — львенок, львята

У лягушки – лягушонок, лягушата

Корова – мычит (му-у)

Собака – лает (гав-гав)

Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

Лошадь – ржет (иго-го)

Овца – блеет (бе-е)

Кошка – мяукает (мяу)

Лягушка – квакает

Курица – кудахчет

Утка — крякает

Жук – жужжит

Волк – воет

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Тигр — рычит

Петух – кукарекает

Кукушка — кукует

Дидактическая игра «Назови ласково»

кошка – кошечка цветок – цветочек

собака – собачка звонок — звоночек

лошадь – лошадка листок- листочек

овца – овечка корабль — кораблик

коза – козочка самолет — самолетик

стул – стульчик звезда — звездочка

стол – столик сын — сыночек

кровать- кроватка мама — мамочка

окно- окошко папа — папочка

дом –домик дочь — доченька

платье- платьице ветер — ветерок

рубашка – рубашечка дождь — дождик

носки – носочки снег — снежок

платок – платочек солнце — солнышко

Дидактическая игра «Чей хвост»

Корова — коровий

Заяц – заячий

Овца-овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка –кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Еж – ежиный

Белка –беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Ворона – вороний

Собака –собачий

Дидактическая игра «КОМУ ЧТО ДАДИМ»

Мясо – волку

Малину – медведю

Морковку — …зайцу

Яблоко — …ежу Орехи — …белке Сено — …коню

Косточку — …собаке

Молоко — …кошке

Зерно — …петуху, курице

Дидактическая игра «Назови семью»

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Слон – слониха – слоненок;

Конь – лошадь – жеребенок

Петух – курица — цыпленок

Кабан – свинья – поросенок

Дидактическая игра « КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге.

Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле.

Муравей – в муравейнике.

Птица – в гнезде.

Акула – в море.

Собака — в конуре.

Курица — в курятнике.

Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

Дидактическая игра «Чьи глаза»

Корова – коровьи

Заяц — заячьи

Овца — овечьи

Лошадь – лошадиные

Кошка — кошачьи

Коза – козьи

Поросенок – поросячьи

Еж – ежиные

Белка – беличьи

Волк –волчьи

Лиса – лисьи

Тема: Овощи и фрукты

Дидактическая игра «Большой – маленький»:

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Горох – горошек

Лук – лучок

Тыква – тыковка

Морковь – морковка

Капуста – капусточка

Арбуз – арбузик

Дыня – дынька

Яблоко – яблочко

Лимон – лимончик

Апельсин — апельсинчик

Дидактическая игра «Назови цвет»:

Морковь (какая?) – оранжевая

Капуста (какая?) — белая

Помидор (какой?) – красный

Огурец (какой?) – зеленый

Репа (какая?) – желтая

Апельсин (какой?) — оранжевый

Лимон (какой?) – желтый

Арбуз (какой?) – полосатый

Слива (какая?) — синяя

Малина (какая?) — красная

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Морковь, горох, капуста, яблоко.

Помидор, слива , огурец, репа.

Малина , картошка, лук, тыква.

Свекла, редис, клубника , помидор.

Яблоко, лимон, морковь , груша.

Апельсин, кабачок , слива, вишня.

Баклажан, огурец, капуста, черешня.

Тема: Одежда

Дидактическая игра «Один-много»

Один шарф – много… шарфов

Одна шапка – много…шапок

Одни перчатки – много …перчаток

Один носок – много…носков

Одна куртка – много…курток

Одно платье – много … платьев

Один костюм – много…костюмов

Одна шляпа – много … шляп

Одни сапоги – много …сапог

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) — белая, праздничная….

Шуба (какая?) — меховая, теплая…

Тема: Профессии

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Повару — кастрюля, поварешка,…

Врачу – шприц, вата…

Учителю – книга, ручка…

Почтальону – письма, газеты…

Продавцу – весы, продукты…

Строителю – кирпич, цемент…

Парикмахеру – ножницы, зеркало…

Художнику – кисти, краски…

Садовнику – лейка, грабли…

Портнихе – нитки, иголка…

Прачке – стиральная машина, прищепки…

Дидактическая игра «Кто что делает»

Врач – лечит людей

Повар — …готовит обед

Строитель — …строит дом

Космонавт — …летает в космос

Учитель – … учит детей

Шофер — …водит машину

Садовник – выращивает цветы

Художник – рисует картины

Воспитатель – воспитывает детей

Прачка – стирает белье

Портниха – шьет одежду

Милиционер – следит за порядком на улице

Тема: ТРАНСПОРТ

Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) – красная, новая, …

Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …

Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…

Велосипед (какой) – новый, двухколесный…

Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…

Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…

Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…

Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…

Дидактическая игра «Назови профессию»

Кто управляет самолетом?…Летчик

Кто управляет вертолетом?…Вертолетчик

Кто управляет теплоходом?…Капитан

Кто управляет поездом?…Машинист

Кто управляет трамваем?…Вагоновожатый

Кто управляет грузовой машиной? …Шофер

Кто ремонтирует автобус?…Механик

Кто моет автобус?…Мойщик

Кто продает билеты в автобусе?…Кондуктор

Кто проверяет билеты в поезде?…Контролер

Кто служит на водном транспорте?…Моряки

Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?…Радист

Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?…Стюардесса

«КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?… Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама?

Кого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял Миша? Что увидел папа?

«Кто что делает?» (закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб Лена читает…письмо

Петя несет… сумку Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно Петя смотрит…телевизор

Мальчик вешает…картину Папа покупает…молоко

Дидактическая игра «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика — носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

Дидактическая игра «ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил — и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Летал – летала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала

Читал – читала

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..

Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?…

Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол — два…стола слива – две…сливы

кот — два …кота кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма майка – две…майки

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? … Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?… Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?…Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем молоко — …ведро с молоком

вода — …ведро с водой

белье — …ведро с бельем

  1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.
  2. С чем кастрюля, если в ней — суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.
  3. С чем банка, если в ней — капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.
  4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

«Закончи предложение» (с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

Певец поет, а строитель…строит

«Четвертый лишний»

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

«Кто кем (чем) будет?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

«Кем (чем) был?»

Цыпленок….яйцом Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком Дом….кирпичом

Корова….теленком Мастер….учеником

Дуб…желудем Собака….щенком

Рыба….икринкой Листок….почкой

Яблоня….семечком Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком Шуба…мехом

Бабочка…..гусеницей Птица….птенцом

Хлеб….мукой Козел….козленком

Шкаф….доской Овца….ягненком

Велосипед… железом Свинья…поросенком

Рубашка….тканью Лошадь…жеребенком

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние задания, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют на занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно – развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях.

Тетради с домашним заданием логопеда родителям

Как оформлять тетради для домашних заданий логопеда? У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.).

Задания логопеда родителям включают в себя основные разделы:

  1. Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
  2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.
  3. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  4. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
  5. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

Родителям на внутренней стороне первой обложки даются рекомендации по домашней работе с ребенком. Например: «Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности».

Памятка логопеда родителям(правила занятий с ребёнком дома).

  • Заниматься с ребёнком дома ежедневно .
  • Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
  • Время проведения занятий 10-15 минут
  • Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
  • Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
  • Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
  • Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
  • Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.
  • Выполняйте только то, что требуется в задании.

Тетрадь домашних заданий логопеда для родителей всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал домой, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни.

Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения.

В основе стойких и «нелепых» ошибок на письме лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Кроме того, развитие графических навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интереса ребёнка к работе.

Подготовка и обучение чтению и письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных упражнений и заданий.

Н. В. Нищевой специально для родителей, дети которых посещают логопедические группы, разработана серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе». Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Методические рекомендации, данные в домашних логопедических тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки.

Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.

К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма.

Данные задания помогут закрепить знания, полученные в детском саду. Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.

Так, дети четырёхлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволит укрепить доверие ребёнка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приёмах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила :

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.

2. Подготовить ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Проверить, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

4. Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

5. За одно занятие не следует давать больше 2-5 занятий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

6. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20-25 минут, важно соблюдать последовательность выполнения заданий.

7. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

8. Всю работу по формированию у ребёнка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Наблюдая за удачами и неудачами ребёнка при выполнении заданий, вы сможете определить, насколько он подготовлен к школе и на какие стороны подготовки следует обратить особое внимание.

Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

Памятка для закрепления лексики недели.

1. Назови 10-12 предметов по теме.

2. Подбери к данным предметам слова – признаки, характеризуя цвет, форму, размер или величину, материал (из чего изготовлен).

3. Подбери слова – действия.

4. Назови предметы ласково.

5. Назови множественное число предметов (один – много)

6. Подбери притяжательные местоимения (произнеси со словами: мой, моя, мои).

7. Составь предложения, используя перечисленные слова.

8. Составь описательный рассказ об одном из предметов.

Примерные задания по лексическим темам

Лексическая тема “Осень. Признаки осени”

1. Ответить на вопросы:

Какое сейчас время года?
- Назови осенние месяцы.
- Какая погода на улице?
- Когда бывает теплее – летом или осенью? Когда холоднее?

2. Упражнение “Назови погоду”. Какая погода бывает осенью, если:

Идет дождь – дождливая (погода)

На улице холодно – пасмурно -
Хмуро – сыро -
Ясно - светит солнце –

3. Дидактическая игра: “Назови ласково”

Солнце – солнышко лист –
Капля - облако –
Дождь - дерево –

4. Дидактическая игра: “Один – много”

Туча – тучи облако –
Лист - капля –
Лужа - дерево –
Дождь - птица –

5. Упражнение: “Пересчёт предметов”

Один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов.
Одна липа, ………………………………………………………………….
Одно дерево, ………………………………………………………………

6. Дидактическая игра: “Подбери предметы к признакам”

Осенний – день,………………………………………………..
Осенняя -погода, …………………………………………….
Осеннее – небо, ……………………………………………….
Осенние – дожди, …………………………………………….

7. Отгадай загадку и выучи её.

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

8. Дидактическая игра: “Какие деревья ты знаешь? Назови их.” (Во время прогулки рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария)

Лексическая тема “Овощи. Огород”

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”;

Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

По возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет….);

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Дидактическая игра: “Большой – меленький”

Огурец – огурчик помидор –……………..
Редиска — …………. горох –………………….

Задание 4. Дидактическая игра: “Один – много”

Огурец – огурцы помидор — ……………
Капуста — …………. свёкла — ………………
Редиска — ………….. тыква — ……………….

Задание 5. Составь описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

Что это? Где растёт? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 6. Дидактическая игра: “Назови цвет”

Морковь (какая?) – оранжевая,
Помидор (какой?) -………………..
Огурец (какой?) -…………………..
Картофель (какой?) -……………….

Задание 7. Составить предложение из слов.

Картошка, расти, огород, в.
Капуста, щи, варят, из.

Задание 8. Отгадай загадку и выучи её.

Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,
Вкусный и сырой, кто же я такой?

Задание 9. Дидактическая игра: “Подскажи словечко”

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я………(свёкла).

Лексическая тема “Сад. Фрукты”

Рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;

Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

По возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Дидактическая игра «Один – много»

Яблоко – яблоки груша — ……………
Слива — ………… персик — …………..
Банан — ………… лимон — ……………

Задание 4. Дидактическая игра «Большой – маленький»

Яблоко – яблочко лимон-……………
Банан -…………. апельсин — ………
Груша -…………… слива — ……………..

Задание 5. Дидактическая игра “Весёлый счет”

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Один лимон,…………………………………………………………………………..
Одна слива, ……………………………………………………………………………

Задание 6. Дидактическая игра “Назови сок, варенье”

Сок из яблока – яблочный, варенье из яблок – яблочное
Сок из груши — ………………, варенье из груши — ……………..
Сок из апельсина — …………, варенье из апельсина — …………

Задание 7. Составить описательный рассказ о фруктах, по следующему плану:

Что это? Где растёт? Какой внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. Составить сложносочинённые предложения с союзом а по образцу:

Лимон кислый, а яблоко сладкое.
Лимон овальный, а яблоко ……………. .
Лимон жёлтый, а яблоко ……………….. .

Задание 9. Отгадай описательную загадку.

Это фрукт. Он растёт на дереве, круглый, сладкий, румяный. (яблоко)

Тема «Наш город. Моя улица. Мой дом»

Рассказать ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город (поселок), чем он знаменит;

Рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города (поселка);
- обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;

Во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;

Объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом - свой номер;

Выучить с ребенком свой домашний адрес.

Задание 2. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).

Задание 3. Нарисовать картину «Дома на моей улице».

Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом - много домов, одна улица.., (поселок, город…).

Задание 5. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.

Задание 6. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»)

Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.

Задание 7. Построить из строительного материала (кубиков) город.

Лексическая тема «Части тела и лица»

1. Покажи и назови части тела и лица сначала на себе, а затем на кукле.

Части тела: голова, шея, туловище, плечи, живот, спина, руки, пальцы, ноги.
Части лица: глаза, нос, рот, уши, щёки, лоб, подбородок.

2. Игра: «Один-много»

Зуб-зубы нога -
Ухо – рука -
Глаз – голова -
Щека - палец -

3. Игра: «Четвёртый лишний»

Нога, рука, перчатка, палец.
Голова, лоб, щёки, шапка
Ухо, глаз, платок, нос

4. Перечисли, что делают:

зубы кусают, жуют,…………
глаза глядят,………………….
руки держат,…………………
ноги ходят,…………………..

5. Предложите ребёнку выполнить задание по словесной команде:

Потопай ножками. — Потрогай носик.
- Подними ручки. – Открой ротик.
- Закрой глазки. – Возьми себя за ушки.
- Погладь животик. – Погладь лобик.

а) У двух матерей б) Один говорит, двое глядят,
По пять сыновей. А двое слушают.

Лексическая тема «Туалетные принадлежности»

1. Каждый день, помогая ребёнку умываться и причёсываться, называйте ему туалетные принадлежности: мыло, зубную щётку, зубную пасту, полотенце, расчёску. Активизируйте речь ребёнка. Вы можете сделать вид, что забыли названия некоторых туалетных принадлежностей. Попросите ребёнка напомнить, как они называются. Удивитесь, что малыш хорошо всё помнит. Похвалите его.

2. Игра «Один-много»

зубная щётка – зубные щётки
зубная паста -…………………..
кусок мыла -……………………
мыльница -…………………….
расчёска -……………………….

3. Упражнение «Чем можно»?

умываться водой чистить зубы -…………………..
вытираться -………………. причёсываться-………………..

4. Упражнение «Что делает? Что сделал?»

чистит – почистил расчёсывает -…………………….
моет -……………. вытирает — ……………………….

5. Выучите с ребёнком русскую народную потешку.

Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. Отгадай загадки. Отгадки нарисуй или приклей картинки.

1) Ускользает, как живое, 2) Хожу- брожу не по лесам,
Но не выпущу его я А по усам, по волосам,
Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,
Руки мыть не ленится. Чем у волков и медведей.

Лексическая тема «Одежда»

1. Убедитесь в том, знаком ли ребёнок с названиями одежды, умеет ли он самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощряйте самостоятельность ребёнка, тренируйте его в застёгивании и расстегивании пуговиц.

Каждый раз, помогая ребёнку одеваться и раздеваться, называйте предметы одежды и комментируйте свои действия: «Наденем рубашку. Застегнём брюки. Завяжем шапочку». И т.п. поощряйте ребёнка, если он пытается называть одежду и пояснять свои действия.

2. Игра «Один — много»

рубашка – рубашки платье — ……………….
шарф -…………….. майка -…………………
носок -…………….. куртка -…………………

3. Предложите ребёнку выполнить задание по словесной команде:

Сними носки. – Надень шапку.
- Застегни брюки. – Завяжи шарф.
- Надень рубашку или платье. – Сними перчатки.

4. Проведите с ребёнком подвижную игру. Сначала прочитайте текст, а потом покажите движения.

Это платье для Наташки - (Четыре ритмичных поворота корпусом вправо-влево, держа руки на поясе)
Красные горошки. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка, (Нарисовать на животике два кармашка)
Спрячем в них ладошки. (Приложить обе ладошки к животику)

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображением одежды.

Лексическая тема «Обувь»

1. Убедитесь, знает ли ребёнок названия обуви, умеет ли правильно произносить их и может ли сам обуваться и разуваться. Тренируйте ребёнка в завязывании и развязывании шнурков. Учите зашнуровывать обувь: сначала завязывать хотя бы узелки на шнурках, а потом переходите к завязыванию бантиков.

2. Предложите малышу показать и назвать ту обувь, которая у него есть. Поиграйте с ним в игру «Чего не стало?» Для этого поставьте в ряд три пары обуви: тапки, туфли, ботинки, покажите и назовите их. Затем предложите ребёнку сделать то же самое. После этого просите его отвернуться и спрячьте одну пару обуви. Когда ребёнок повернётся, задайте ему вопросы; пусть он ответит, угадав, что вы спрятали.

Что я убрала? — Что здесь стояло?
- Тапки. – Туфли.
- Что здесь было?
- Ботинки.

3. Предложите ребёнку послушать и повторить вместе с вами маленькие стишки. Если вы будете делать это ежедневно, то через два дня малыш сможет рассказать их самостоятельно.

а) Вот сапожки для Егорки, в) Туфли новые для Вали,
Можно в них кататься с горки. Их ещё не надевали.
б) Вот кроссовки для Андрея, г) Для Аришки – босоножки,
Чтобы бегать побыстрее. Чтобы бегать по дорожке.

4. Каждый раз, помогая ребёнку обуваться, рассказывайте ему русскую народную потешку. В потешки старайтесь вставить имя своего малыша, и вы увидите, как он будет этим удивлён и горд, что про него рассказывают стихи.

Баю-баю-баиньки,
Я скатаю валенки.
Я скатаю валенки
Невелички, маленьки
Машеньке на ножки
Бегать по дорожке.

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображением обуви.

Лексическая тема: «Мебель»

1. Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйте ребёнка в названии мебели. Показывайте и называйте её: «Это стол. Это шкаф. Это кровать.» похвалите малыша, если он будет повторять названия мебели вслед за вами. Побеседуйте о назначении мебели. Объясните ребёнку: «На стуле сидят. На кровати спят. В шкафу хранят одежду».

2. Рассмотрите с малышом детский стульчик, покажите его части, чётко произнося названия каждой из них: «Это сиденье. Это спинка. Это ножки. У стула четыре ножки. Давай посчитаем: один, два, три, четыре». Поупражняйте ребёнка в названии частей стула: «Покажи, где сиденье. Покажи, где спинка. Покажи, где ножки. Сколько ножек? Сосчитай. Что это? (Сиденье). Что это? (Спинка). Что это? (Ножки)».

3. Выполните с малышом подвижное упражнение.

Это стул. Сиденье, спинка, (К прямой правой ладони приставить согнутую левую, чтобы получился «стульчик»)
А на спинке две картинки, (Показать два пальчика на правой руке)
А ещё четыре ножки, (Показать по два пальчика на обеих руках)
Чтоб сидеть под стулом кошке. (Присесть, сделать из ладошки «ушки»)

4. Используя картинки с изображениями мебели или игрушечную мебель, поиграйте с ребёнком в игры «Что исчезло?», «Что появилось?». (Методика проведения игры «Что исчезло?» описана в предыдущей теме «Обувь».)

Игра «Что появилось?» проводится аналогично. Поставьте перед ребёнком игрушечный столик, стульчик и кроватку. Предложите показать и назвать их попросите ребёнка отвернуться. Поставьте в ряд ещё один предмет, например, шкафчик. Когда ребёнок повернётся обратно, спросите его, что появилось.

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображение мебели.

Лексическая тема «Аквариумные рыбки»

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?;
- рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Задание 2. Отгадать и объяснить ребенку загадки про рыб.

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
У родителей и детей вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.

Задание 5. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок».

Одна рыбка, две рыбки и т.д.

Задание 6. Дидактическая игра «Выбери нужное действие»

Рыбка к камню …. (отплыла, подплыла)
Рыбка от берега …. (переплыла, отплыла)
Рыбка всю реку …. (вплыла, переплыла)

Задание 7. Выложить фигуру рыбки из спичек.

Лексическая тема «День космонавтики»

Объяснить ребёнку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;
- объяснить ребёнку, что такое космос и как можно туда попасть;
- рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
- рассказать ребёнку о первом космонавте – Ю. Гагарине.

Задание 2. Объяснить ребёнку значение слов: взлёт, посадка, старт; приземление, скафандр, шлем, орбита, спутник, комета ит. д.

Задание 3. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

Ракета, космос, лететь, в.

Задание 5. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Понеслись к другой планете
Космонавты на ………(ракете).

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) –(смелый, отважный)……

Задание 7. Отгадать загадку.

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится.
(Ракета).
Задание 8. Выучить стихотворение.

В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый.

Задание 9. Выложить фигуру из спичек по образцу.

Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл»

Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;
- объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова»;
- вместе с ребёнком сходить в магазин, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;
- купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;
- рассмотреть пшеничное зерно, муку;
- поговорить с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Задание 2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл». (Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает)

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина. — А в магазин как попал? – Из пекарни.
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб. — Из чего? – Из муки.
- Из чего мука? – Из зерна. — Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? – Выросла в поле. — Кто её посеял? – Колхозники.

Задание 3. Подобрать родственные слова к слову хлеб.

(Хлебница, хлебный, хлебушек).

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?)-………..,
булка (какая?)-……….., печенье (какое?)-………, бублик (какой?)-………. .

Задание 4. Составить предложение из слов.

Хлеб, печь, мука, из.

Задание 5. Изменить слово хлеб в контексте предложения.

Я знаю пословицу о ….. . Мама купила пшеничный ……. . Дети едят суп с …… .
Ваня пошёл в магазин за … . Я не люблю есть суп без …. У меня дома нет …… .

Задание 6. Отгадать загадку.

Вырос в поле дом, полон дом зерном. (Колос)

Лексическая тема «Почта»

Показать ребёнку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;

Рассмотреть их с ребёнком;

Показать ребёнку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;

Рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;

Показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребёнком в почтовый ящик;

Показать ребёнку посылку;

Рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);

Предложить ребёнку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;

Вместе с ребёнком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Почтальон принёс письмо (кому?) — маме, сестре …….., ……….., ………., ……… .
Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку, …………., ………., …… .
Чего не стало в почтовом ящике? – газеты, журналы, ………, ………, ………. .

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак».

Открытка (какая?) – праздничная, поздравительная, ………., ………., ……….. .
Письмо (какое?) – почтовое, заказное, ………., ……….. , …………, ………….. .
Телефон (какой?) – домашний, городской, …………, ………, ……….., ………. .

Задание 4. Дидактическая игра «Образуй новое слово».

Телефон – телефонист, телефонистка, …….. , …………., …………….., ……….. .
Телеграф – телеграфист, телеграфистка, …………….., …………….., …………… .
Почта – почтальон, почтовый, …………., ……………, ………………., ………… .

Лексическая тема «Правила дорожного движения»

Понаблюдать с ребёнком на улице за движением различного транспорта;
- провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда – нет;
- повторить с ребёнком правила поведения на улице;

Люди могут ходить только по тротуарам.
Играть и бегать на тротуарах нельзя.
Улицу можно переходить только по переходу, на зелёный свет светофора, держа взрослого за руку.
В транспорте нельзя шуметь и толкаться, пожилым людям нужно уступать место.

Задание2. Выучите с ребёнком стихотворение и разделите на слоги слова пе-ше-ход и пе-ре-ход.

Что за белые полоски
На углу у перекрёстка?
Знает каждый пешеход:
Это «зебра» — переход.

Задание 3. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола «ехать».

Машина из гаража ……. Машина к дому …… . Машина от дома ………. Машина до дома ……….. . Машина с моста ……….. . Машина в ворота …………… .

Задание 4. Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора.

Если свет зажёгся красный, значит двигаться опасно.
Жёлтый – предупрежденье, а зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт».
(Светофор)

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

старый …….., новый………., маленький………., мощный………., длинный………., грузовой………, трёхколёсный…………, быстроходный………, летящий………… .

Задание 6. Составить предложение из слов:

Люди, улица, на, переходят, свет, зелёный, светофор.

Задание 7. Составить описательную загадку о каком – либо виде транспорта. (по выбору).

Лексическая тема «Игрушки»

1. Ответь на вопросы:

Зачем нужны игрушки?
- Где их продают?
- Какие есть у тебя игрушки дома?
- Как нужно обращаться с игрушками?

2. Отгадай загадки, а отгадки нарисуй или наклей картинки.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. …
Кинешь в речку – не тонет.
Бьешь о стенку – не стонет.
Будешь об пол кидать –
Станет к верху летать. …
Куклу я кладу в кровать,
Но не хочет кукла спать.
Я тогда её качаю,
Одеялом укрываю.
Кукла же лежать не хочет,
Поет песни и хохочет.
Удивляется кот Яшка:
«Что за кукла?»

3. Как называется игрушка сделанная из разных материалов:

из резины – резиновая
из стекла –
из пластмассы –
из дерева –
из бумаги –
из картона –
из меха –
из железа –
из глины –
из плюша –

4. «Один — много и ласково»:

кукла – куклы – куколка
мяч –
машина –
скакалка –

Лексическая тема «Весна. Растения луга и сада»

Побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами;

Вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.

Задание 2. Дидактическая игра «Чей лист, чей цветок» (узнавание цветов по их отдельным частям с натуры).

Задание 3. Отгадать загадку.

Нарядные сестренки весь день гостей встречают, медом угощают.
(Цветы)

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными):

одуванчик (какой?) - … , мать-и-мачеха (какая?) - … , незабудки (какие?) - … .

Задание 5. Нарисовать весенние цветы, которые распускаются весной в саду (по выбору).

Задание 6. Упражнение для пальчиков.

Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол)

Задание 8. Вырезать картинки с изображением первоцветов и вклеить их в тетрадь.

Лексическая тема «Насекомые»

Задание 1. Родителям рекомендуется: в парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука; рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.

Задание 2. Рассмотрите иллюстрации с изображением насекомых и обсудите их внешний вид.

Задание 3. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Муравей сидел около…., божья коровка ползла по….., жук спрятался под….., уха села на……, гусеница сидела на ……, муха ползла по………….

Задание 4. Отгадайте с ребенком загадку и выучите по выбору.

Не зверь, не птица, а нос как спица.
(Комар)

Много мастеров срубили избу без углов.
(Муравей)

Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

Осенью в щель забьется, а весной проснется.
(Муха)

Задание 5. Составьте описательную загадку про насекомое (по выбору).

Задание 6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»

Бабочка (какая?) — …….., муравей (какой?) — ………

Салихова Алсу Хурматулловна, учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №9, город Агрыз

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: