Хвост у человека - не дьявольский знак, а напоминание о далеких предках. Есть ли у человека хвост? Хвостатые люди

Случаи, когда младенцы рождались с хвостом, известны давно и были неоднократно описаны. Сотни лет назад хвост у человека европейского вызывал суеверный страх, а участь несчастных хвостатых младенцев, признававшихся слугами Дьявола, была печальна.

И в то же время, очень везло такому ребенку, если он появлялся на свет в Индии. Один из чтимых в индуизме божеств — обезьяноподобный Хануман описан в великом эпосе «Рамаяна». Хвостатых детей считали священными посланниками Ханумана. Паломники выстраивались в километровые очереди, чтобы только коснуться божественного хвоста и получить благословение.

Научное объяснение

Хвост у людей — это атавизм, он не является таким же функциональным, как у небольших обезьян. Для этого в нем должны присутствовать мышцы и позвонки, а их нет. Его формирует зародышевая ткань в том случае, если развитие человеческого зародыша слегка отклоняется от нормы, а происходит это редко. В то же время хвост у человека как атавистический отросток — это наглядное доказательство, что у далеких предков homo sapiens хвост, без сомнения, присутствовал. Почему же они его лишились? Посмотрите на поведение небольших обезьян — макак и мартышек. Хвост играет для них роль пятой руки. Он достаточно силен, чтобы выдержать их небольшой вес, освобождая при этом конечности. С ростом массы тела обезьяны толщина мышцы хвоста стремительно увеличивалась, пока не стала помехой для существования в условиях, где не приходилось подолгу висеть на деревьях.

По мере эволюции обезьяноподобных предков людей (передвижение по земле, переход к прямохождению на задних лапах), хвост у человека как опорный и балансировочный орган «остался без работы», а со временем за ненадобностью исчез. Его функцию с успехом взяли на себя другие органы. Но его остаток до сих пор присутствует в человеческом скелете — это копчик.

Раньше считалось, что человек с хвостом в зародышевом состоянии отражает процесс эволюции: от кишечнополостной гидры, через стадию рыбы с жабрами, далее через стадию животного с хвостом и к, собственно, человеку. Серьезные ученые были уверены, что это неопровержимо доказывает теорию Дарвина о происхождении человека из животного мира. Это действительно так, однако развитие эмбриона не имеет к нему отношения: с самого первого своего дня он является именно человеком и никем другим.

Хвост у человека в стадии эмбриона объясняется большим числом позвонков, закладываемым в утробе матери (38 против 33-34 у взрослого) — так сказать, авансом, с учетом его медленного развития в сравнении с другими органами. Он появляется на рубеже 1-го и 2-го месяцев эмбрионального развития. Затем, в течение 3-го месяца, происходит частичная перестройка скелета с редуцированием «лишних» позвонков. Младенец появляется на свет уже с нормальным позвоночником.

Случаи рождения ребенка с атавизмом в виде хвостообразного отростка из мягких тканей чрезвычайно редки. Но если так произошло — ничего страшного. Просто первые дни жизни младенца будут отмечены несложной хирургической операцией. Учитывая, что новорожденный обладает высокой способностью к регенерации тканей, такая операция почти всегда проходит без осложнений.

Увы, но человеческий хвост может наследоваться в нескольких поколениях. В одной известной научной «коллекции» собрано 116 фактов случаев появления хвоста у человека, среди которых 52 случая относятся к лицам мужского пола, и лишь 16 - к представителям женского пола. Такая аномалия может передаваться из поколения в поколение в любой расе.

Сегодня редко можно наблюдать такие аномалии, поскольку хирургическая операция ликвидации хвоста после рождения очень проста. В основном хвосты у взрослых людей можно встретить в странах с большим количеством бедного населения, таких как Китай или Индия.

«Хвостатые» примеры в истории

В 1910 году путешественник У. Слоун описал свое необычайное открытие. В глубине пустыни Новой Гвинеи он встретил племя туземцев, каждый из которых имел хвост, точнее, отросток сзади длиной не более хвоста собаки. В связи с этим построенные на сваях дома имели дырки в полу, через которые жители просовывали наружу свои хвосты во время сна. Спали они на голом полу. Члены Парижского антропологического общества отнеслись к этому открытию весьма скептично.

В прошлом были известны описания таких племен, но ни одно из этих описаний не было подтверждено. Уже в XIII веке, например, Марко Поло писал, что жители Суматры все до единого имели хвосты, как у собаки.

В 1890 году ученый Поль д’Энджой поймал члена индокитайского племени Мои, который имел двадцатипятисантиметровый хвост. Исследователь заверял, что все представители племени Мои имеют хвосты, но из поколения в поколение хвосты становятся все короче в результате скрещивания с бесхвостыми соседними племенами.

Скептицизм французских антропологов немного поубавился в 1928 году, когда некто доктор Неделес нашел в Сайгоне восьмилетнего мальчика, имеющего 15-сантиметровый хвост. Сделанный им фотоснимок этого чуда природы получил всемирную известность.

В 1930 году доктор Веласкес из Сан Педро проинформировал общество о том, что однажды купаясь в море поблизости от Сан Труило в Гондурасе, видел на пляже «караибскую женщину, которая сбросила одежду, обнажив хвост не менее чем в 20-сантиметров, по виду которого можно было судить, что он укорочен».

В 60-х годах в обычной псковской деревеньке нашли человека с хвостом. Голый мужчина был найден на заднем дворике частного дома. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что у него нет гениталий, но есть хвост. Многие, увидев его впервые, приняли его за чёрта. Так за ним и осталось прозвище — «чёрт».

Позже жители рассказали, что на самом деле это — сын местной женщины, у которой родился мальчик с физическими отклонениями. Женщина скрывала свое чадо от внешнего мира и держала его под замком. Однако, после её смерти за мальчиком некому стало присматривать и иногда он бродил по улицам деревни в ночное время. Потом этот странный человек бесследно пропал, судьба его неизвестна.

Индиец Чандре

В индийском регионе Алипурдуар местные жители верят, что 35-летний индиец Чандре с 14,5-дюймовым хвостом является индуистским божеством Ханумана обезьяны. Многие люди собираются возле его домa в Западной Бенгалии, чтобы получить благословение и прикоснуться к его хвосту.

Из-за хвостa Чандре длительное время не мог жениться, но всё же нашел ту женщину, которая полюбилa его. Супругa Чандре старше его на три годa, но это не смущает его. Сейчас Чандре планирует построить свой собственный храм, чтобы все люди могли получить массовое благословение.

Индиец Аршид Али Хан

Мальчик из Индии, которого из-за генетического отклонения местные жители воспринимают как земное воплощение бога обезьян Ханумана, планировал избавиться от своей особенности. Врачи порекомендовали Аршиду Али Хану избавиться от 17-сантиметрового хвоста, растущего из поясницы. При этом подросток так отзывался о своей врождённой особенности:

Этот хвост был дан мне богом. Ко мне за помощью приходят много людей, и я молюсь об исполнении их желаний. И они сбываются. А к самому хвосту я отношусь довольно спокойно.

Врожденная особенность мешает Али Хану вести обычный для любого подростка образ жизни: он вынужден передвигаться в инвалидной коляске. Медики не могут окончательно поставить ему диагноз, так как одни склоняются к тому, что хвост — это результат расщепления позвоночника, другие — что это врожденная спинно-мозговая грыжа. При этом врачи практически единогласно советуют удалить отросток.

Пока сам Аршид Али Хан пока решение не принял, семья мальчика скептически относится к рекомендациям медиков. Подросток уверен, что даже если врачи удалят хвост, то люди не перестанут просить у него помощи и принимать его за воплощение Ханумана.

Конкуренцию Аршиду Али Хану может составить более молодой на 11 лет Амар Сингх, который отрастил 30-сантиметровый хвост из волос на пояснице. Он также почитается жителями родной деревни в штате Уттар-Прадеш как божество.

Использованы материалы с сайтов

Хвостатые люди

В старое время под этим именем описывались некоторые племена дикарей, носящих пояса с хвостовидными украшениями (Kostümschwänze), как, напр., племя ньям-ньям, живущее во внутренней Африке по описанию Швейнфурта, или одно племя, живущее в области верховьев Белого Нила, по описанию Морланга. В настоящее время под этим наименованием разумеются лишь особи, имеющие хвост, как аномалию, иногда атавистического характера, хотя большинство случаев, вероятно, имеют патологическое значение и являются результатом местного заболевания. Зародыш человека в известном возрасте снабжен, подобно зародышам прочих млекопитающих, настоящим хвостом. До 4-го месяца существует настоящий наружный хвост, содержащий не только нервную трубку, с ганглиями, сегменты мезодермы, но и так назыв. постанальную кишку, т. е. слепой конец кишки, тянущийся за задний проход (см. Хвост). Первоначальное число позвонков в хвосте человека бывает больше, а именно доходит до 9 вместо 3 - 5, а потом число это уменьшается вследствие слияния. Хвост извне у взрослого человека является невыраженным, во-первых, вследствие уменьшения числа и малой величины позвонков (см. Копчик), а также вследствие того, что хвостец, образованный этими позвонками, в связи с изгибанием позвоночника, направлен вершиной вперед и, следовательно, внутрь тела. Изгибание это стоит, вероятно, в связи с общим изгибанием позвоночника, в свою очередь связанным с вертикальным положением при хождении. Вследствие этого изгибания развивающиеся при дальнейшем рост зародыша хвостцовые позвонки лежат так, что образование хвоста, требующее выступления этих позвонков назад и наружу, становится при нормальных условиях невозможным. От заднего конца внутренних органов хвоста остается, по-видимому, так наз. копчиковая железа (glandula coccygea), открытая Лушкой. Одни считают этот рудиментарный орган за видоизменение конца хорды, другие за метаморфоз сосудов хвоста, третьи за видоизменение конца нервной трубки. Во всяком случае, она имеет некоторое отношение к органам эмбрионального хвоста. Однако, известен ряд случаев, когда удерживался эмбриональный хвост в виде небольшого придатка с окостенениями внутри. Что касается до других форм хвостов, то значение их, как таковых, подвергнуто в последнее время сомнению. Еще в 1880-х годах Бартельс из 116 случаев описания таких придатков, насчитал лишь менее 20 за относящиеся к настоящим хвостам, а прочие - к патологическим опухолям. Сомнение возникает, напр., относительно хвостовидных придатков, тоже содержащих позвонки, но сидящих не в области хвостца, а в области крестца и, обыкновенно, плотно приросших к коже спины. Недавно Кольбругге (1898) описал 10-месячную девочку с Явы, имевшую такой хвостовидный придаток, который был к тому же активно подвижен. Аналогичные случаи описаны Елисеевым и Зерновым (1901). В случае Кольбругге крестцовых позвонков было 6, а не 5, а хвостца не было, и придаток получал нервы от 2-го крестцового нерва. Точно так же сомнение вызывают мягкие хвостовидные придатки, иногда содержащие, кроме мышц, еще фиброзный шнур, некоторыми считаемый за хорду. Если они сидят на конце хвостца, то их еще можно рассматривать, как остаток эмбрионального хвоста, но иногда они сидят, напр., в области половых частей. Вообще же говоря, придатки эти могут быть образованиями патологического характера. Поэтому Кольбругге и Зернов приходят к заключению, что настоящего хвоста для взрослого человека не было описано. В случае, если хвостец не загибается внутрь, может удерживаться остаток эмбрионального хвоста, представляя, таким образом, явление остановки развития. Однако, так как при этом развитии мы имеем дело с провизорным органом, имеющимся в виде постоянного придатка у других млекопитающих, то мы вправе сказать, что эта остановка носит атавистический характер. Теоретическое значение вопроса о хвосте у человека вовсе невелико. Все антропоморфные обезьяны не имеют хвоста, а у оранга он содержит не более 3 позвонков (см. Хвостец).

Ср. Мах Bartels, "Die geschwänzten Menschen" ("Arch. f. Antrop.", т. XV, 1884). Подробная литература приведена в статье Пятницкого, "К вопросу о строении хвоста у человека etc." (M., 1893); Зернов в "Bull. de Moscou", 1901, Ранке, "Человек" (перевод Коропчевского, СПб., 1900).

В. Шимкевич.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Хвостатые люди" в других словарях:

    Содержание 1 Введение 2 География 2.1 Страна Огня 2.1.1 Деревня, скрытая в листве … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Вследствие внешнего сходства между ящерицами и хвостатыми земноводными прежние натуралисты соединяли в один класс пресмыкающихся и гадов. При этом забывали, что хвостатые гады похожи на ящериц настолько, насколько попугаи похожи на… … Жизнь животных

    Комплекс мифологических представлений догонов (Мали, преимущественно район плато Бандиагара). Д. м., типологически близкая мифологии бамбара (см. Бамбара мифология), отличается большой сложностью и эклектизмом, развитой мифологической символикой … Энциклопедия мифологии

    Под этим наименованием обыкновенно разумеют всякого рода крупные индивидуальные уклонения патологического характера, но правильнее различать У. от аномалий, т. е. уклонения крупные, нарушающие главнейшие функции организма, от уклонений, менее… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Хвост (значения). Хвост (в сравнительной анатомии) отдел сегментированного тела, располагающийся позади анального отверстия и не содержащий кишечника. Наличие хвоста в смысле принятого… … Википедия

    Хвостатые вояки Urban Vermin Городские грызуны, Городские спасатели Жанры Приключения, комедия Муль … Википедия

    Содержание 1 Введение 2 География 2.1 Страна Огня 2.1.1 Деревня, скрытая в листве … Википедия

Книги

  • Жили-были во дворе: Мурочка, Царапыч, Уголек и другие... Хвостатые горожане , Вадим Бурлак. Аудиоспектакль для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста о героических котах, спасших город, и рассказы о таинственных животных, помогающих людям. О человеке можно многое…

Проявление у потомка признаков, свойственных его отдаленным предкам

Появление вырожденных признаков

Телесное напоминание о пройденной эволюции

Появление признаков далеких предков

Появление признаков, свойственных далеким предкам

Копчик как напоминание нам о далеких предках

Когда хвост у человека

Трехпалость у лошадей

Реверсия организма, рудименты

«эхо» предков в эволюции

Копчик у человека

Признак далекого предка

Признаки далеких предков

Признак далеких предков

Биологический привет из прошлого

Признак от пращура

Наличие у потомков признаков, присущих предкам

Появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдаленным предкам

Появление у потомка признака далеких предков

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, что у человеческих эмбрионов в ранние периоды развития действительно есть заметный хвост. Однако в процессе роста тела, все окружающие хвост части тела растут в разы быстрее, делая его в конечном итоге незаметным. В конечном счете хвост перестаёт расти в размерах, и становится лишь одной из костей в организме человека - копчиком.

Однако бывали случаи, что копчик вырастал выше положенного и превращался в маленький короткий хвостик, что является нарушением и атавизмом. Копчик сам по себе является рудиментарным хвостом, который в процессе эволюции перестал быть необходимым. Однако, хоть и являясь рудиментом, копчик не утратил своё функциональное значение в организме, не стал бесполезной костью. Мышцы и связки органов мочеполовой системы прикрепляются к копчику, также к копчику прикреплена часть ягодичных мышц. Копчик служит для распределения нагрузки на органы таза, используется как точка опоры при сидении.

Копчик состоит из четырех-пяти слипшихся позвонков, является малоподвижным, он за всю жизнь человека практически никогда не двигается, кроме процесса родов, когда он сдвигается, расширяя родовой канал.

Самыми распространенными отклонениями от нормы в копчике является ненормальный угол отклонения и процесс срастания копчика с остальными отделами позвоночника. К копчику присоединяется множество нервных окончаний, поэтому копчик часто болит при болезнях невротического характера. Очень часто случаются травмы копчика, они отличаются очень сильными болями, как раз из-за множества нервных окончаний. Если ребенок рождается с атавизмом - изначально имеющимся хвостом, то сразу же после рождения ему предстоит его первая в жизни хирургическая операция - удаление хвоста. Чаще всего эта операция проходит без каких-либо осложнений из-за высокой способности к регенерации тела малыша.

Хвост у человека - не дьявольский знак, а напоминание о далеких предках

Случаи, когда младенцы рождались с хвостом, известны давно и были неоднократно описаны. Сотни лет назад хвост у человека европейского вызывал суеверный страх, а участь несчастных хвостатых младенцев, признававшихся слугами Дьявола, была печальна. И в то же время, очень везло такому ребенку, если он появлялся на свет в Индии. Один из чтимых в индуизме божеств - обезьяноподобный Хануман - описан в великом эпосе Рамаяна. Хвостатых детей считали священными посланниками Ханумана. Паломники выстраивались в километровые очереди, чтобы только коснуться божественного хвоста и получить благословение.

Почему же они его лишились? Посмотрите на поведение небольших обезьян. Хвост играет для них роль пятой руки. Он достаточно силен, чтобы выдержать их небольшой вес, освобождая при этом конечности. С ростом массы тела обезьяны толщина мышцы хвоста стремительно увеличивалась, пока не стала помехой для существования в условиях, где не приходилось подолгу висеть на деревьях.

Согласитесь, что у каждого, кто учился в отечественной среднестатистической школе, в «фоновом режиме» в сознании действует установка, что все мы произошли от обезьян. Логичным здесь будет, возникающий у детей и взрослых вопрос, почему же мы, гордые наследники орангутангов и мартышек, лишены хвоста. В самом деле, почему же? Мы постараемся вам это объяснить!

Для примера обратимся к мартышке. Это животное, за счет своего цепкого и ловкого хвоста, может провести вниз головой продолжительное время, свисая с ветки дерева. Ученые доказали, что уровень работоспособности звериной конечности должен быть пропорционален 3-ей степени от длины конечности. Соответственно, чем крупнее и массивнее зверь, тем короче должны быть его крылья, ласты, лапы, ноги, и прочее.

Павиан, в отличие от мартышки, лишен хвоста. Это животное гораздо крупнее своего родственника и способно вести практически наземный образ жизни. Что уж говорить о нас людях, венцах природы. Мы лишены этого украшения, так как наличие такого «отростка» попросту было бы нецелесообразным в условиях наземной жизни при прямохождении.

С теорией эволюции можно соглашаться или нет, однако, трудно спорить с тем, что природой не задумано ничего, что могло бы препятствовать прогрессивному развитию населяющих планету существ.

Представьте себе человека с хвостом, который виляет, когда у того появляются сильные эмоции. Интересно? Скорее, забавно. Вот такой необычный гаджет, который выпустили японцы, был внесён в список самых полезных изобретений в мире!

Насчёт его пользы можно, конечно, поспорить, так как у людей есть множество способов, дабы выразить свои ощущения. Самый сложный – человеческий язык, хотя он же помогает нам скрывать эмоции. Однако существует ещё и язык тела: непроизвольные движения мышц, которые трудно завуалировать или исказить. Хвост призван, по-видимому, ярче и нагляднее демонстрировать наши чувства.

У человека появление искусственного хвоста сведёт на нет достижения эволюции в этом вопросе, вернув нам то, что природа посчитала излишним много тысячелетий тому назад.

Зачем животным хвост

У животных хвосты выполняют множество функций, служа точкой опоры или рулём, дополнительной «рукой» или балансиром, средством привлечения особей противоположного пола и выражения эмоций. Для перечисления всех задач этого «атрибута» братьев наших меньших потребовалась бы не одна страница.

Так что, японское изобретение тоже поможет, например, висеть на хвосте, чтобы держать свободными руки при сложных работах на высоте, или наши малыши, будут – не дай бог! – качаться на хвостах, зацепившись ими за люстры?

Что сможет делать хвост у человека?

Всех функций, которые есть у хвостов животных, изобретатели новому аксессуару не предусматривают. Роль хвоста у человека весьма ограничена. Он просто станет вилять своим новым приобретением, когда почувствует радость и симпатию и у него начнёт расти возбуждение. Это будет отличным способом показать свою любовь, считают авторы.

Хвостатые люди

В 1910 году путешественник У. Слоун описал свое необычайное открытие. В глубине пустыни Новой Гвинеи он встретил племя туземцев, каждый из которых имел хвост, точнее, отросток сзади длиной не более хвоста собаки.

В связи с этим построенные на сваях дома имели дырки в полу, через которые жители просовывали наружу свои хвосты во время сна. Спали они на голом полу. Члены Парижского антропологического общества отнеслись к этому открытию весьма скептично.

В 1890 году ученый Поль д"Энджой поймал члена индокитайского племени мои, который имел двадцатипятисантиметровый хвост. Исследователь заверял, что все мои имеют хвосты, но из поколения в поколение хвосты становятся все короче в результате скрещивания с бесхвостыми соседними племенами.

Скептицизм французских антропологов немного поубавился в 1928 году, когда некто доктор Неделес нашел в Сайгоне восьмилетнего мальчика, имеющего 15-сантиметровый хвост.

Сделанный им фотоснимок этого чуда природы получил всемирную известность.

В 1930 году доктор Веласкес из Сан Педро проинформировал общество о том, что однажды купаясь в море поблизости от Сан Труило в Гондурасе, видел на пляже "караибскую женщину, которая сбросила одежду, обнажив хвост не менее 20-сантиметровый, по виду которого можно было судить, что он укорочен."

Общепринято, что не существует нигде и никогда не существовало рас хвостатых людей, но изредка рождаются отдельные особи с хвостом. Такая аномалия может передаваться из поколения в поколение в любой расе.

Последние позвонки человеческого плода расширенные. По мере развития плода хвостовая кость постепенно сокращается и при рождении ее не видно вовсе. Чем вызвана аберрация, результатом которой является длинный хвост, неизвестно. Может быть, это движение назад в эволюционном развитии?

Сегодня редко можно наблюдать такие аномалии, поскольку хирургическая операция ликвидации хвоста после рождения очень проста.

В основном такие аномалии у взрослых людей можно встретить в бедных странах, таких как Китай или Индия. В последней такие люди считаются воплощением местных божеств, например обезьяньего царя Ханумана.

Мир тайн

Непознанное и удивительное

Люди с хвостом - так ли это необычно?

Случаи, когда младенцы рождались с хвостом, известны давно и были неоднократно описаны. Сотни лет назад хвост у человека европейского вызывал суеверный страх, а участь несчастных хвостатых младенцев, признававшихся слугами Дьявола, была печальна.

И в то же время, очень везло такому ребенку, если он появлялся на свет в Индии. Один из чтимых в индуизме божеств - обезьяноподобный Хануман описан в великом эпосе «Рамаяна». Хвостатых детей считали священными посланниками Ханумана. Паломники выстраивались в километровые очереди, чтобы только коснуться божественного хвоста и получить благословение.

Научное объяснение

Хвост у людей - это атавизм, он не является таким же функциональным, как у небольших обезьян. Для этого в нем должны присутствовать мышцы и позвонки, а их нет. Его формирует зародышевая ткань в том случае, если развитие человеческого зародыша слегка отклоняется от нормы, а происходит это редко. В то же время хвост у человека как атавистический отросток - это наглядное доказательство, что у далеких предков homo sapiens хвост, без сомнения, присутствовал. Почему же они его лишились? Посмотрите на поведение небольших обезьян - макак и мартышек. Хвост играет для них роль пятой руки. Он достаточно силен, чтобы выдержать их небольшой вес, освобождая при этом конечности. С ростом массы тела обезьяны толщина мышцы хвоста стремительно увеличивалась, пока не стала помехой для существования в условиях, где не приходилось подолгу висеть на деревьях.

По мере эволюции обезьяноподобных предков людей (передвижение по земле, переход к прямохождению на задних лапах), хвост у человека как опорный и балансировочный орган «остался без работы», а со временем за ненадобностью исчез. Его функцию с успехом взяли на себя другие органы. Но его остаток до сих пор присутствует в человеческом скелете - это копчик.

Раньше считалось, что человек с хвостом в зародышевом состоянии отражает процесс эволюции: от кишечнополостной гидры, через стадию рыбы с жабрами, далее через стадию животного с хвостом и к, собственно, человеку. Серьезные ученые были уверены, что это неопровержимо доказывает теорию Дарвина о происхождении человека из животного мира. Это действительно так, однако развитие эмбриона не имеет к нему отношения: с самого первого своего дня он является именно человеком и никем другим.

Хвост у человека в стадии эмбриона объясняется большим числом позвонков, закладываемым в утробе матери (38 противу взрослого) - так сказать, авансом, с учетом его медленного развития в сравнении с другими органами. Он появляется на рубеже 1-го и 2-го месяцев эмбрионального развития. Затем, в течение 3-го месяца, происходит частичная перестройка скелета с редуцированием «лишних» позвонков. Младенец появляется на свет уже с нормальным позвоночником.

Случаи рождения ребенка с атавизмом в виде хвостообразного отростка из мягких тканей чрезвычайно редки. Но если так произошло - ничего страшного. Просто первые дни жизни младенца будут отмечены несложной хирургической операцией. Учитывая, что новорожденный обладает высокой способностью к регенерации тканей, такая операция почти всегда проходит без осложнений.

Увы, но человеческий хвост может наследоваться в нескольких поколениях. В одной известной научной «коллекции» собрано 116 фактов случаев появления хвоста у человека, среди которых 52 случая относятся к лицам мужского пола, и лишь 16 - к представителям женского пола. Такая аномалия может передаваться из поколения в поколение в любой расе.

Сегодня редко можно наблюдать такие аномалии, поскольку хирургическая операция ликвидации хвоста после рождения очень проста. В основном хвосты у взрослых людей можно встретить в странах с большим количеством бедного населения, таких как Китай или Индия.

«Хвостатые» примеры в истории

В 1910 году путешественник У. Слоун описал свое необычайное открытие. В глубине пустыни Новой Гвинеи он встретил племя туземцев, каждый из которых имел хвост, точнее, отросток сзади длиной не более хвоста собаки. В связи с этим построенные на сваях дома имели дырки в полу, через которые жители просовывали наружу свои хвосты во время сна. Спали они на голом полу. Члены Парижского антропологического общества отнеслись к этому открытию весьма скептично.

В прошлом были известны описания таких племен, но ни одно из этих описаний не было подтверждено. Уже в XIII веке, например, Марко Поло писал, что жители Суматры все до единого имели хвосты, как у собаки.

В 1890 году ученый Поль д’Энджой поймал члена индокитайского племени Мои, который имел двадцатипятисантиметровый хвост. Исследователь заверял, что все представители племени Мои имеют хвосты, но из поколения в поколение хвосты становятся все короче в результате скрещивания с бесхвостыми соседними племенами.

Скептицизм французских антропологов немного поубавился в 1928 году, когда некто доктор Неделес нашел в Сайгоне восьмилетнего мальчика, имеющего 15-сантиметровый хвост. Сделанный им фотоснимок этого чуда природы получил всемирную известность.

В 1930 году доктор Веласкес из Сан Педро проинформировал общество о том, что однажды купаясь в море поблизости от Сан Труило в Гондурасе, видел на пляже «караибскую женщину, которая сбросила одежду, обнажив хвост не менее чем в 20-сантиметров, по виду которого можно было судить, что он укорочен».

В 60-х годах в обычной псковской деревеньке нашли человека с хвостом. Голый мужчина был найден на заднем дворике частного дома. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что у него нет гениталий, но есть хвост. Многие, увидев его впервые, приняли его за чёрта. Так за ним и осталось прозвище - «чёрт».

Позже жители рассказали, что на самом деле это - сын местной женщины, у которой родился мальчик с физическими отклонениями. Женщина скрывала свое чадо от внешнего мира и держала его под замком. Однако, после её смерти за мальчиком некому стало присматривать и иногда он бродил по улицам деревни в ночное время. Потом этот странный человек бесследно пропал, судьба его неизвестна.

Индиец Чандре

В индийском регионе Алипурдуар местные жители верят, что 35-летний индиец Чандре с 14,5-дюймовым хвостом является индуистским божеством Ханумана обезьяны. Многие люди собираются возле его домa в Западной Бенгалии, чтобы получить благословение и прикоснуться к его хвосту.

Из-за хвостa Чандре длительное время не мог жениться, но всё же нашел ту женщину, которая полюбилa его. Супругa Чандре старше его на три годa, но это не смущает его. Сейчас Чандре планирует построить свой собственный храм, чтобы все люди могли получить массовое благословение.

Индиец Аршид Али Хан

Мальчик из Индии, которого из-за генетического отклонения местные жители воспринимают как земное воплощение бога обезьян Ханумана, планировал избавиться от своей особенности. Врачи порекомендовали Аршиду Али Хану избавиться от 17-сантиметрового хвоста, растущего из поясницы. При этом подросток так отзывался о своей врождённой особенности:

Этот хвост был дан мне богом. Ко мне за помощью приходят много людей, и я молюсь об исполнении их желаний. И они сбываются. А к самому хвосту я отношусь довольно спокойно.

Врожденная особенность мешает Али Хану вести обычный для любого подростка образ жизни: он вынужден передвигаться в инвалидной коляске. Медики не могут окончательно поставить ему диагноз, так как одни склоняются к тому, что хвост - это результат расщепления позвоночника, другие - что это врожденная спинно-мозговая грыжа. При этом врачи практически единогласно советуют удалить отросток.

Пока сам Аршид Али Хан пока решение не принял, семья мальчика скептически относится к рекомендациям медиков. Подросток уверен, что даже если врачи удалят хвост, то люди не перестанут просить у него помощи и принимать его за воплощение Ханумана.

Конкуренцию Аршиду Али Хану может составить более молодой на 11 лет Амар Сингх, который отрастил 30-сантиметровый хвост из волос на пояснице. Он также почитается жителями родной деревни в штате Уттар-Прадеш как божество.

Есть ли у человека хвост?

Есть у человека хвост или нет?

Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Конечно же, нет ! Но не всё так просто, как кажется сначала! Опрос моих одноклассников дал следующие результаты:

Из 19 опрошенных одноклассников 15 считают, что у человека нет хвоста, а 4 ответили, что есть.

Забавно, но хвост у человека есть . До определенного периода. Известно, что у человеческих эмбрионов в ранние периоды развития действительно есть заметный хвост. Однако в процессе роста тела, все окружающие хвост части тела растут быстрее, делая его в конечном итоге незаметным. Хвост перестаёт расти в размерах, и становится лишь одной из костей в организме человека – копчиком!

Копчик - это продолжение позвоночника, который состоит из 4-5 сросшихся позвонков, имеет треугольную форму

Копчик сам по себе является хвостом.

Для чего человеку нужен копчик?

Копчик имеет важное значение в организме. Мышцы и связки органов мочеполовой системы прикрепляются к копчику, также к копчику прикреплена часть ягодичных мышц. Копчик служит для распределения нагрузки на органы таза, используется как точка опоры при сидении. К копчику присоединяется множество нервных окончаний. Поэтому, если случаются травмы копчика, они отличаются очень сильными болями.

Происхождение. Версия 1.

Копчик - бывший хвост.

Все дело в эволюции. Копчик - это рудимент человека. То есть часть

тела, которая в процессе эволюции как бы вышла из употребления и

организм в ней больше не нуждается. Значит, ранее копчик был хвостом, который служил нашим предкам для поддержания равновесия и помогал первобытным людям объясняться между собой. Ранее хвост был намного длиннее. С течением времени вертикальная осанка и хождение на задних конечностях сделали хвост не нужной частью. То, что сейчас мы наблюдаем внизу позвоночника и есть наш бывший хвост.

У нас с царством животных намного больше общего, чем мы можем себе представить.

Копчик - потенциальный хвост.

Возможно, этот орган начал развиваться, но на каком-то этапе его развитие остановилось. Поэтому наличие у человека копчика не доказывает, что у нас был хвост в прошлом. Но если не было в прошлом, значит он сохранён для использования в будущем? Возможно, в будущем у всех людей отрастет хвост ! Если у человека есть какая-то потенциальная возможность, то он ее может реализовать. Копчик – это потенциальный хвост и у человека есть потенциальная возможность махать хвостом! Возможно ли, что человек когда-нибудь будет хвостатым?

Какой у нас был бы хвост?

Я провёл опрос среди одноклассников, - какой бы они хотели иметь хвост. Вот его результаты: Хвост:

как у ЛИСИЦЫ хотел бы 1 из 19 опрошенных,

как у ОБЕЗЬЯНЫ – 5,

как у ЛЕМУРА – 1,

как у КРОКОДИЛА – 1 человек.

А насколько бы изменили хвосты жизнь людей?!

Иногда нам очень не хватает хвоста! Как бы он мог облегчить нам жизнь….Вот идешь, например, из школы домой, в одной руке сумка со сменной обувью, а в другой лыжи и дверь открыть нечем… А вот был бы хвост…как хорошо: дверь и открыть и закрыть можно! Вот укусил тебя комар в ногу, а ты лежишь удобно на спине и почёсываешь свою ногу хвостом. А если бы он был с кисточкой волос на кончике, было бы вообще замечательно. Если немного потренироваться, то можно с помощью хвоста научиться писать, рисовать, печатать на компьютере. Можно ходить с друзьями, сцепившись хвостами, перелистывать хвостом страницы книг, а зимой прятать лицо в меху.

Если бы у людей были хвосты, то им было бы гораздо труднее скрывать свои эмоции. Вот кошка виляет хвостом, когда сердится, а собака когда радуется, а какие эмоции выражали бы хвостом мы? За хвостом пришлось бы ухаживать (некоторые носили бы его к парикмахеру).

Притча о счастье

Прогуливаясь как-то раз по улице, старый кот увидел молодого котенка. Тот бегал по кругу, пытаясь схватить свой хвост. Старый кот, видавший многое, с интересом наблюдал за малышом, который был так увлечён, что даже не замечал своих падений. - Открой секрет, милый, что заставляет тебя гоняться за своим хвостом?– спросил тот у котенка. - Просто мне кто-то сказал, что мой хвост – это мое счастье, - ответил котенок, - поэтому я и хочу его поймать. Старый кот растянулся в такой улыбке, которую можно увидеть только у старого кота, и сказал:

Ты знаешь, когда я был таким, как ты, мне говорили то же самое. Сколько дней и ночей я провел в погонях за этим хвостом – ничего не пил и не ел потому, что не мог ни о чем думать, кроме этого. Падая без сил, я снова вставал и прикладывал все силы, чтобы, наконец-таки, поймать свой хвост. И вот наступил момент отчаяния. Мне уже ничего не нужно было, и я побрел, куда глаза глядят. И знаешь, что произошло? - Что?. – с интересом спросил котенок. - Я увидел, что мой хвост бежит за мной везде, куда бы я ни пошел. Где бы я ни был моё счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом!

Кажется, мечта «иметь хвост», может скоро исполнится! Умные японцы придумали Tailly - электронный хвост для человека, который выглядит и ведет себя как настоящий. Устройство реагирует на движение и частоту биения сердца - чем сильнее бьется ваше сердце, тем сильнее будет вилять хвост.

Нам, конечно, скажешь ты.

Для чего нужны хвосты? Хвост приделан у коров- Мух гонять и комаров. Рыбе, чтобы им грести, А удаву- чтоб ползти. Крокодилам чтобы драться, Обезьянам, чтоб цепляться. Многим зверям нужен хвост Прикрывать зимою нос. След запутать- у лисы. У павлина -для красы. Есть хвосты, чтобы вилять,

Угрожать и щеголять… Для всего нужны хвосты, В том числе для красоты.

И ведь, что обидно, у ВСЕХ есть хвост, а у людей нет… несправедливость на лицо.

Хвостатые люди (8 фото)

Ни для кого не секрет, что люди иной раз рождаются хвостатыми. Это досадное анатомическое излишество хирурги сразу же удаляют.

Продолжение читайте внутри.

Споры продолжаются уже не одно столетие. Тем более что человеческий зародыш на определенных стадиях развития подозрительно похож на зародыш животных: у него тоже есть хвостик, который потом исчезает благодаря так называемому апоптозу (запрограммированному отмиранию ненужных клеток). Много шума наделала в свое время статья, в которой утверждалось, что на протяжении миллионов лет мы храним гены, ответственные за хвост у наших обезьяноподобных прародителей и других млекопитающих. Но мы этими генами не пользуемся, и только у некоторых они ни с того ни с сего “просыпаются”, и тогда человек рождается, к примеру, хвостатым. Настоящий хвост должен являться как бы продолжением позвоночника, содержать костные или хрящевые структуры, нервы, мышцы и пр. И главное, он умеет двигаться в зависимости от ситуаций и эмоций. “Истинный хвост” у новорожденного может быть 2-12 см в длину.

Хвост

Хвост (в сравнительной анатомии) - отдел сегментированного тела, располагающийся позади анального отверстия и не содержащий кишечника. Наличие хвоста в смысле принятого определения характерно только для хордовых.

Хвост у рыб

У большинства рыб хвост не резко обособлен от туловища и снабжён плавником - основным органом передвижения.

Хвост у амфибий

У хвостатых земноводных хвост служит вспомогательным органом движения (в воде - основным). У взрослых бесхвостых земноводных хвостовой отдел позвоночника редуцирован до одной кости - уростиля, но у их личинок (головастиков) есть полноценные хвосты, служащие для передвижения.

Хвост у птиц

У современных и большинства ископаемых птиц (за исключением археоптериксов) «хвост» образован так называемыми «рулевыми» перьями, крепящимися к остатку подлинного хвоста - пигостилю. «Хвост» птиц может выполнять различные функции. В полете это руль, во время токования - украшение (следует отметить, что «хвост» павлина образован не рулевыми перьями, а удлинёнными перьями надхвостья), дятлам он помогает держаться на дереве во время поиска насекомых.

Хвост у млекопитающих

Хвосты млекопитающих образованы 3-49 позвонками. Хвост может выполнять хватательную функцию помогая при лазании опоссумам, некоторым муравьедам и широконосым обезьянам, может служить органом опоры и рулём скачущим млекопитающим - кенгуру и тушканчикам, или исполнять роль парашюта у белок, сонь. У китов и сирен хвост короткий и с плавником. У ряда млекопитающих этот отдел тела редуцирован.

Хвост у человека

Человеческие эмбрионы на ранних этапах развития имеют заметный хвост, однако еще в ходе эмбриогенеза окружающие его части зародыша обгоняют его в росте, и он перестает выступать над поверхностью тела (хотя в качестве редкого отклонения в развитии у человека может развиваться короткий хвостик (см. Атавизм). Позвонки хвостового отдела позвоночника человека, как и у других бесхвостых приматов, образуют копчик.

«Хвосты» у беспозвоночных

Иногда в переносном смысле слово хвост используется для обозначения обособленных задних отделов тела в некоторых группах беспозвоночных, не относящихся к хордовым. Так, например, иногда говорят о хвосте скорпионов (называя так опистосому). Следует отметить, что в этих случаях «хвост» содержит кишку. В ещё более общем смысле хвостами называют любые хвостоподобные выросты на каких угодно частях тела (например, хвостики на крыльях бабочек - парусников или голубянок).

Хвосты различных животных

«Хвост» скорпиона (на самом деле является брюшком)

Зачем человеку хвост: атавизмы и рудименты

Речь идет об атавизмах и рудиментах - эти понятия часто соседствуют друг с другом, иногда вызывают путаницу и имеют разную природу. Простейший и, наверно, самый известный пример, в котором соседствуют оба понятия, относится к, так сказать, нижней части человеческого тела. Копчик, окончание позвоночника, в котором срослись несколько позвонков, признан рудиментарным. Это рудимент хвоста. Хвост, как известно, есть у многих позвоночных, но нам, Homo sapiens, он вроде бы и ни к чему. Однако природа зачем-то сохранила человеку остаток этого некогда функционального органа. Младенцы с настоящим хвостом крайне редко, но все же рождаются. Иногда это просто выступ, наполненный жировой тканью, порой хвост содержит в себе преобразованные позвонки, и его обладатель даже способен шевелить своим нежданным приобретением. В данном случае можно говорить об атавизме, о проявлении в фенотипе органа, который был у далеких предков, но отсутствовал у ближайших.

Итак, рудимент - норма, атавизм - отклонение. Живые существа с атавистическими отклонениями выглядят порой пугающе и в силу этого, а также по причине редкости явления вызывают большой интерес со стороны широкой публики. Но еще больше атавизмами интересуются ученые-эволюционисты, и именно потому, что эти «уродства» дают интересные подсказки по истории жизни на Земле.

Глаза у кротов, живущих под землей, а также у протеев - земноводных, обитающих в воде в темных пещерах, относятся к рудиментам. Пользы от них немного, чего не скажешь о крыльях страуса. Они играют роль аэродинамических рулей при беге, используются для обороны. Самки защищают крыльями птенцов от палящих лучей солнца.

Тайна, скрытая в яйце

Ни у одной из современных птиц нет зубов. Точнее, так: есть птицы, например некоторые виды гусей, которые имеют в клюве ряд мелких острых выростов. Но, как говорят биологи, эти «зубы» не гомологичны настоящим зубам, а являются именно выростами, которые помогают удерживать в клюве, например, скользкую рыбину. При этом у предков птиц зубы обязательно должны были быть, ведь они потомки теропод, хищных динозавров. Известны и останки ископаемых птиц, у которых зубы наличествовали. Точно не понятно, по каким причинам (возможно, из-за изменения типа питания или в целях облегчения тела для полета) естественный отбор лишил птиц зубов, и можно было бы предположить, что в геноме современных пернатых генов, отвечающих за формирование зубов, уже не осталось. Но это оказалось неправдой. Причем задолго до того, как человечество что-то узнало о генах, в начале XIX века догадку о том, что и современные птицы могут отращивать подобие зубов, высказал французский зоолог Этьен Жоффруа Сент-Илер. Он наблюдал некие выросты на клюве эмбрионов попугаев. Это открытие вызвало сомнения и толки и было в конце концов забыто.

А почти десять лет назад, в 2006 году, американский биолог Мэтью Харрис из Университета штата Висконсин заметил на конце клюва эмбриона курицы выросты, напоминающие зубы. Эмбрион был подвержен смертельной генетической мутации talpid 2 и не имел шансов дожить до вылупления из яйца. Однако за время этой короткой жизни в клюве несостоявшегося цыпленка выработались два типа тканей, из которых формируются зубы. Строительный материал для подобных тканей гены современных птиц не кодируют - эта способность была утрачена предками пернатых десятки миллионов лет назад. Зародыши зубов у эмбриона курицы не были похожи на тупоконечные моляры млекопитающих - они имели заостренную коническую форму, совсем как у крокодилов, которые, как динозавры и птицы, включаются в группу архозавров. Кстати, выращивать моляры у куриц пробовали и успешно, когда методом генной инженерии внедряли в куриный геном гены, отвечающие за развитие зубов у мышей. Но зубы эмбриона, которого исследовал Харрис, появились без всякого постороннего вмешательства. «Зубные» ткани возникали благодаря чисто куриным генам. Значит, эти гены, не проявлявшиеся в фенотипе, дремали где-то в глубине генома, и лишь фатальная мутация их пробудила. Для подтверждения своего предположения Харрис провел эксперимент с уже вылупившимися цыплятами. Он заразил их вирусом, искусственно созданным методом генной инженерии, - вирус имитировал молекулярные сигналы, возникающие при мутации talpid 2. Эксперимент принес результат: на клюве цыплят на короткое время появлялись зубы, которые затем бесследно растворялись в ткани клюва. Работу Харриса можно считать доказательством того факта, что атавистические признаки есть следствие нарушений в развитии зародыша, которые пробуждают давно замолкшие гены, и главное - гены давно утраченных признаков могут продолжать находиться в геноме почти 100 млн лет спустя после того, как эволюция эти признаки уничтожила. Почему такое происходит, точно неизвестно. Согласно одной из гипотез, «молчащие» гены могут оказаться не совсем молчащими. У генов есть свойство плейотропичности - это возможность одновременного влияния не на одну, а на несколько фенотипических черт. В этом случае одна из функций может быть блокирована другим геном, при том что другие остаются вполне «рабочими».

Удавы и питоны имеют так называемые анальные шпоры - одиночные когти, являющиеся рудиментом задних ног. Известны случаи появления у змей атавистических конечностей.

Странная живучесть

Узнать о зубастых цыплятах и совершить открытие удалось почти случайно - все из-за того, что, как уже говорилось, мутация убивала эмбрион еще до появления на свет. Но очевидно, что мутации или другие изменения, вызывающие к жизни древние гены, могут оказаться и не столь фатальными. Иначе как объяснить гораздо более известные случаи атавизмов, обнаруженных у вполне жизнеспособных существ? Вполне совместимы с жизнью такие наблюдаемые у человека атавизмы, как многопальцевость (полидактилия) на руках и ногах, многососковость, случающаяся и у высших приматов. Полидактилия свойственна лошадям, которые при нормальном развитии ходят на одном пальце, ноготь которого превратился в копыто. Но для древних предков лошади многопальцевость была нормой.

Существуют отдельные случаи, когда атавизм привел к серьезному эволюционному повороту в жизни организмов. Клещи семейства Crotonidae атавистическим путем вернулись к половому размножению, в то время как их предки размножались партеногенезом. Нечто сходное произошло у ястребинки волосистой (Hieracium pilosella) - травянистого растения семейства астровых. Далеко не все, кого в зоологии называют четвероногими (tetrapoda), четвероноги на самом деле. Например, змеи и китообразные происходят от сухопутных предков и также включаются в надкласс tetrapoda. Змеи утратили конечности вчистую, у китообразных передние конечности стали плавниками, а задние практически исчезли. Но появление атавистических конечностей отмечено как у змей, так и у китообразных. Известны случаи, когда у дельфинов обнаруживалась пара задних плавников, и четвероногость как бы восстанавливалась.

Рудиментарные кости таза некоторых китообразных давно утратили свою первоначальную функцию, однако их бесполезность поставлена под сомнение. Этот рудимент не только напоминает о том, что киты произошли от четвероногих, но и играет актуальную роль в процессе размножения.

Больше кость - больше потомства

Впрочем, о четвероногости у китов напоминает кое-что еще, и здесь мы переходим к области рудиментов. Дело в том, что у некоторых видов китообразных сохранились рудименты тазовых костей. Эти кости уже давно не связаны с позвоночником, а значит, и со скелетом в целом. Но что же заставило природу сохранить информацию о них в генном коде и передавать ее по наследству? В этом главная загадка всего явления под названием рудиментация. Согласно современным научным представлениям, о рудиментах не всегда можно говорить как о лишних или бесполезных органах и структурах. Вероятнее всего, одна из причин их сохранения именно в том, что эволюция нашла рудиментам новое, не свойственное ранее применение. В 2014 году американские исследователи из Университета Южной Каролины опубликовали в журнале Evolution интересную работу. Ученые исследовали размеры тазовых костей китов и пришли к выводу, что эти размеры коррелируются с размером пенисов, а мышцы пениса крепятся как раз к рудиментарным тазовым костям. Таким образом, от величины кости зависела величина китового полового органа, а большой пенис предопределял успех в размножении.

В 1910 году путешественник У. Слоун описал свое необычайное открытие. В глубине пустыни Новой Гвинеи он встретил племя туземцев, каждый из которых имел хвост, точнее, отросток сзади длиной не более хвоста собаки.

В связи с этим построенные на сваях дома имели дырки в полу, через которые жители просовывали наружу свои хвосты во время сна. Спали они на голом полу. Члены Парижского антропологического общества отнеслись к этому открытию весьма скептично.

В прошлом были известны описания таких племен, но ни одно из этих описаний не было подтверждено. Уже в XIII веке, например, Марко Поло писал, что жители Суматры все до единого имели хвосты, как у собаки.

В 1890 году ученый Поль д"Энджой поймал члена индокитайского племени мои, который имел двадцатипятисантиметровый хвост. Исследователь заверял, что все мои имеют хвосты, но из поколения в поколение хвосты становятся все короче в результате скрещивания с бесхвостыми соседними племенами.

Скептицизм французских антропологов немного поубавился в 1928 году, когда некто доктор Неделес нашел в Сайгоне восьмилетнего мальчика, имеющего 15-сантиметровый хвост.

Сделанный им фотоснимок этого чуда природы получил всемирную известность.

В 1930 году доктор Веласкес из Сан Педро проинформировал общество о том, что однажды купаясь в море поблизости от Сан Труило в Гондурасе, видел на пляже "караибскую женщину, которая сбросила одежду, обнажив хвост не менее 20-сантиметровый, по виду которого можно было судить, что он укорочен."

Общепринято, что не существует нигде и никогда не существовало рас хвостатых людей, но изредка рождаются отдельные особи с хвостом. Такая аномалия может передаваться из поколения в поколение в любой расе.

Последние позвонки человеческого плода расширенные. По мере развития плода хвостовая кость постепенно сокращается и при рождении ее не видно вовсе. Чем вызвана аберрация, результатом которой является длинный хвост, неизвестно. Может быть, это движение назад в эволюционном развитии?

Сегодня редко можно наблюдать такие аномалии, поскольку хирургическая операция ликвидации хвоста после рождения очень проста.

В основном такие аномалии у взрослых людей можно встретить в бедных странах, таких как Китай или Индия. В последней такие люди считаются воплощением местных божеств, например обезьяньего царя Ханумана.

Я помню, как, будучи маленьким мальчиком, поразился, узнав от своей девонширской няни, что у всех жителей Корнуолла есть хвосты. Прошло много лет, прежде чем я перестал относиться с предубеждением к своим корнуолльским соседям. Тех, кто проживает на реке Теймар, я считал странноватыми, как будто не совсем христианами, и уж, во всяком случае, точно не имеющими отношения к нормальным бесхвостым девонширцам. Впервые осознание того, что меня, похоже, ввели в заблуждение, забрезжило после разговора с неким достойным книготорговцем из Л., с которым я очень подружился, – он внес весомый вклад в оформление моего альбома. Помню, как однажды я решился заговорить на эту деликатную тему с моим хвостатым другом, к которому я испытывал большую симпатию, несмотря на его маленький недостаток.

– Мистер Х., это правда, что вы из Корнуолла?

– Чистая правда, дружок, я родился и вырос в этом славном графстве.

– Вы мне очень нравитесь, но… У вас на самом деле есть хвост?

Когда книготорговец вновь обрел дар речи, он с негодованием опроверг мое предположение.

– Но вы же корнуоллец?

– Конечно да!

– А у всех корнуолльцев есть хвосты!

В конце концов я нашел объяснение, которым и удовлетворился: этот добрый человек просто отсидел свой хвост, и тот отвалился. Моя няня подтвердила, что именно так и происходит с людьми, которым приходится много сидеть.

Любопытно, что суеверные девонширцы приписывали этот недостаток именно уроженцам Корнуолла, поскольку, согласно более древнему преданию, подобным «придатком» обладали жители Кента. Если верить Полидору Вергилию, так их наказал Господь за оскорбление, нанесенное Томасу Бекету. «Были такие, – говорит он, – кто считал, что король втайне мечтает избавиться от Томаса. И ему как человеку, впавшему в немилость, выказывали такое неуважение – нет! даже презрение, – что, когда он прибыл в Струд, деревню, что расположена на реке Медуэй, воды которой орошают Рочестер, жители ее, желая оскорбить Томаса, отрезали хвост у его лошади. Однако поступок этот покрыл несмываемым позором самих нечестивцев, поскольку с тех пор, по воле Господа, потомки их рождались с хвостами, подобно скотам. Однако с течением времени эта всем известная мерзкая отметка исчезла, поскольку исчезли с лица земли те, чьи предки совершили этот поступок».

Джон Бэйл, ревностный преобразователь церкви, бывший епископом Оссори во времена Эдуарда VI, упоминая об этой легенде, также отмечает, что имеется несколько ее вариантов. Вот что он пишет: «Джон Капгрейв и Александр из Эссеби говорят, что в наказание за то, что они бросали рыбьи хвосты в Августина, люди из Дорсетшира с той поры сами рождаются с хвостами. Но, согласно Полидору, так Бог покарал жителей селения Струд, что в Кенте, возле Рочестера, за то, что они обрезали хвост у лошади Томаса Бекета. Так или иначе, но эти лживые легенды закрепили за Англией дурную славу страны, где живут люди с хвостами, хотя они не могут даже определиться, жителей какого графства наградить этой сомнительной честью». Бэйл, горячий и неистовый реформатор, не особенно стесняясь в выражениях, позволяет себе употребить по отношению к авторам этих легенд слова довольно резкие: «Этими якобы священными легендами они опозорили все грядущие поколения англичан, как говорилось ранее. Англичанин не может уже высоко держать голову, когда ему приходится путешествовать в другие страны по торговым или иным делам, поскольку за ним тянется оскорбительный слух, будто у всех англичан есть хвосты. Вот какую отвратительную репутацию создали нашей стране эти ленивые и глупые увальни, монахи и священники, которые, дабы возвеличить своих так называемых святых, не нашли ничего лучше, кроме как распространять лживые грязные слухи».

Эндрю Марвелл тоже не обошел вниманием эту странную историю. В одной из строчек его стихотворения «Верный сын Шотландии» мы находим слова: «За Бекета Кент всегда будет иметь хвост».

Бейли в своем «Словаре» под заголовком «Кентские длиннохвостые» поместил статью, в которой попытался все обвинения в хвостатости переложить на жителей Дорсетшира, столь же чувствительным к этому вопросу оказался и Ламбард, автор «Прогулки по Кенту». Виэйра, известный португальский проповедник, утверждает, что у Сатаны не было хвоста до свержения его с небес; хвост появился потом, «как ясный знак того, что он перестал быть ангелом и пал до уровня зверя».

Стоит вспомнить и лорда Монбоддо, шотландского судью XVIII века и достаточно известного философа, хотя и довольно оригинального толка. Согласно его убеждению, у человека должен быть хвост, хвост – это его недостающее, и неестественно резкое окончание позвоночника без этого продолжения является ужасным недостатком в строении человека. Хвост – это то, в чем человек уступает животным; это замечательный показатель эмоционального состояния; с его помощью можно прекрасно выразить возмущение или симпатию. А как чудесно он отражает такие движения души, как страх или радость! Но лорд Монбоддо не принял во внимание тот факт, что для животного хвост – то же самое, что для человека глаза, и отсутствие одного восполняется другим. Я по взгляду отличу гордеца так же безошибочно, как если бы он прошествовал мимо с надменно задранным хвостом, и зрительные приспособления человека могут так же ясно выражать гнев, как встопорщенный хвост кота. Труса легко узнать по бегающим глазам, хотя он и не зажимает хвост между ног, и совершенно не обязательно махать этим отростком, выказывая удовольствие, – это чувство всегда читается во взгляде.

Доктор Джонсон, во время своего визита, нанес серьезный урон теории Монбоддо о том, что все люди должны иметь хвосты и действительно время от времени рождаются с ними, приведя следующий аргумент: «Сэр, с наглядным доказательством не поспоришь; коль скоро существуют люди с хвостами, предъявите нам одного, и дело с концом». И далее: «Весьма прискорбно, что лорд Монбоддо, столь умный и высокообразованный человек, предлагает публике подобные идеи. Если бы это сделал глупец, в том не было бы беды, мы бы лишь позабавились, но когда это делает человек умный, остается только сожалеть. Многим присущи странности, но людям свойственно не выносить их на всеобщее обозрение. Если у человека есть хвост, он, как правило, прячет его; однако лорд Монбоддо гордится своим хвостом, словно белка». И тем не менее Джонсона, похоже, долго не отпускала идея Монбоддо, что именно хвост может рассматриваться как то, чего недостает человеческой природе для полного совершенства. Во время своего путешествия по шотландскому высокогорью он познакомился с юным помещиком Колом, и тот произвел на него самое благоприятное впечатление. Он пишет: «Кол – благородное животное. Он самый совершенный образец жителя острова, который только можно вообразить. Он фермер, моряк, охотник, рыболов; если уж кто и имеет хвост, то это Кол». И, несмотря на свое отвращение к каламбурам, великий доктор однажды все-таки поддался вполне понятной человеческой слабости, развеселившись при упоминании имени лорда Монбоддо. В письме к миссис Трейл он рассказывает о званом ужине, на котором ему довелось побывать. Перечисляя гостей, он пишет: «Были Смелт, епископ Сент-Эсафа, который не пропускает ни одного подобного мероприятия, сэр Джошуа, а также лорд Монбоддо. Не без хвостовства могу добавить, что я пребывал в окружении нескольких сказочно прекрасных дам».

Есть польская сказка о ведьме, которая сделала из человеческой кожи пояс и положила его у порога дома, где была свадьба. Как только жених и невеста перешагнули через него, они тотчас же превратились в волков. Спустя три года ведьма разыскала их и набросила на них платья, сшитые из вывернутого наружу меха. Тогда они вновь обрели человеческий облик. Но к несчастью, платье жениха оказалось ему мало и не закрыло его хвоста. Поэтому, когда к нему возвратилось его настоящее обличье, волчий хвост так и остался на своем месте, и это передалось по наследству всем его детям; так что все поляки, которые родились с хвостами, являются прямыми потомками того самого жениха, с которым случилась эта маленькая неприятность. Джон Страйс, голландский путешественник, побывавший на острове Формоза в 1677 году, рассказывает любопытнейшую историю, которую мы здесь процитируем.

«До того как я посетил этот остров, – пишет он, – мне не раз приходилось слышать байки о людях, имеющих, подобно животным, длинные хвосты. Однако я никогда не верил в них, считая такие выдумки абсолютно чуждыми человеческой природе, и я оставался бы в этом убеждении и по сей день, если бы однажды не стал свидетелем и участником странного происшествия. Обитатели острова Формоза привыкли к нам и вели себя так, что у нас не возникало повода остерегаться их; мы чувствовали себя в безопасности и осмелели настолько, что бродили по острову без сопровождения. Однако случай доказал нам, как горько мы ошибались. Как-то раз во время прогулки один из нас имел неосторожность отдалиться от остальных не более чем на расстояние брошенного камня; мы не заметили этого, увлекшись беседой. Спустя некоторое время его отсутствие все же было обнаружено, и компания остановилась, думая, что он вскоре присоединится к нам. Подождав немного, мы решили вернуться к тому месту, где видели его последний раз. К нашему ужасу, мы нашли его растерзанное тело лежащим на земле, и, судя по характеру повреждений, ему не пришлось долго мучиться перед смертью. Часть людей осталась сторожить тело, остальные же отправились на поиски убийцы. Не успели они отойти далеко, как натолкнулись на человека весьма странной наружности, который, поняв, что он окружен и сбежать не удастся, пришел в страшную ярость и исступленными выкриками и жестами дал нам понять, что заставит любого, кто осмелится прикоснуться к нему, пожалеть об этом. Но постепенно его отчаянная злоба иссякла, и наши люди, державшиеся на расстоянии, смогли к нему приблизиться и наконец схватили его. Он признался в том, что убил нашего товарища, однако нам не удалось добиться вразумительного ответа на вопрос, почему он это сделал. Поскольку преступление было отвратительным, и, останься оно безнаказанным, могло бы повлечь за собой не менее ужасные последствия, решено было сжечь этого человека. Его привязали к столбу и держали там до казни. Именно тогда я увидел вещь, в которую никогда бы не поверил, если бы не увидел ее собственными глазами. У него был хвост, длиной не менее фута, покрытый рыжей шерстью и очень напоминавший коровий. Когда он заметил, как удивлены были мы, европейцы, при виде этого хвоста, то пояснил, что придаток этот являлся следствием жаркого климата и что все жители южной части острова, в которой мы находились, обладали таковыми».

После Страйса Хорнеман также отмечал, что между заливом Бенин и Абиссинией живут имеющие хвосты каннибалы, которых местные называют ньям-ньям, а в 1849 году Декуре, вернувшись из Мекки, подтвердил его слова, добавив, что эти люди обладают также длинными руками, низкими и узкими лбами, длинными, заостренными ушами и худыми ногами.

Харрисон в своей работе «Эфиопское нагорье» упоминает о том, что среди абиссинцев распространено мнение, будто существует племя пигмеев с подобными чертами.

Арно и Весьер, путешественники, исследовавшие ту же страну, в 1850 году сделали доклад на эту тему для Академии наук.

В 1851 году де Кастельно в отчете об экспедиции, направленной на поиски этого народа, пишет: «Люди племени ньям-ньям спали на солнце, воины Хауса подкрались к ним и напали, перебив всех до одного. У людей этого племени были гладкие хвосты длиной около 40 сантиметров и сантиметра 2-3 в диаметре. Среди убитых было несколько женщин, обладавших такими же отростками. Во всех других отношениях они ничем не отличаются от остальных представителей негроидной расы. Кожа их глубокого черного цвета, зубы отполированы, тела не татуированы. Они вооружены дубинками и копьями, во время сражения издают пронзительные крики. Возделывают кукурузу, рис и другие зерновые. В целом они довольно привлекательны, и волосы у них не курчавые».

Д’ Аббади, еще один путешественник, побывавший в Абиссинии, записал в 1852 году со слов абиссинского священника следующее: «На расстоянии пятнадцати дней пути к югу от Харрара есть страна, где живут люди, имеющие хвосты длиной с ладонь, покрытые шерстью, которые расположены в окончании позвоночника. Я лично видел человек пятнадцать из них, и могу засвидетельствовать, что хвост дан им от природы. Женщины этого племени очень красивы и хвостов не имеют».

Нетрудно заметить разночтения между свидетельствами де Кастельно и д’ Аббади: согласно первому, у женщин есть хвосты, второй утверждает, что нет. По словам де Кастельно, хвост является гладким, д’ Аббади же говорит, что он покрыт шерстью.

Доктор Вулф устранил это несоответствие во втором томе его «Путешествий и приключений» (1861): «В Абиссинии встречаются женщины и мужчины, у которых есть хвосты, как у собак или лошадей». Также Вулф пишет, что слышал от многих абиссинцев и армян (и он убежден в том, что это чистая правда), будто в Абиссинии живут люди – и мужчины, и женщины – с огромными хвостами, ударами которых они способны сбить с ног лошадь; подобных же людей можно встретить недалеко от Китая. И далее в примечаниях: «В Хирургическом колледже в Дублине до сих пор хранится скелет человека с хвостом длиной семь дюймов! В природе часто встречаются подобные случаи, например в племени, обитающем на Борнео».

Но самое интересное и подробное описание людей из племени ньям-ньям приводит доктор Хубш, работавший врачом в больнице Константинополя. Он пишет: «В 1852 году я впервые увидел негритянку с хвостом. Я был поражен этим зрелищем и принялся расспрашивать ее хозяина-работорговца. От него я узнал, что в глубине Африканского континента обитает племя, называющееся ньям-ньям, у всех членов которого есть подобный отросток. По уверениям работорговца, имевшего восточную склонность к преувеличению, иногда тот достигает двух футов в длину. Тот, что видел я, был гладким и безволосым. Он был около двух дюймов длиной и заострен на конце. Эта женщина была черной, как эбеновое дерево, с курчавыми волосами; зубы ее были белыми и широкими и заметно выдавались вперед, клыки подпилены; глаза налиты кровью. Ела она сырое мясо, одежда приводила ее в беспокойство; по уровню интеллекта она не отличалась от всех остальных.

Хозяину не удавалось продать ее в течение шести месяцев, несмотря на назначенную им весьма низкую цену. Причина этого крылась вовсе не в ее хвосте, как можно было подумать, а в пристрастии к человеческому мясу, которое она была не в силах побороть. Люди ее племени питались взятыми в плен представителями других племен, с которыми постоянно воевали.

Как только один член племени умирает, родственники, вместо того чтобы похоронить тело, разрезают его на куски и устраивают себе пиршество. Неудивительно, что кладбищ у ньям-ньям нет. Не все из них ведут кочевой образ жизни, некоторые строят себе хижины из веток. Они изготавливают орудия для возделывания земли и ведения войны, выращивают кукурузу и пшеницу и держат скот. У племени есть свой язык, довольно примитивный, с вкраплениями некоторых арабских слов.

Они не признают никакой одежды и заботятся лишь об удовлетворении своих животных желаний, совершенно не имея понятия о морали. Беспорядочные связи и кровосмесительство являются обычным делом. Самый сильный становится вождем племени, именно он распределяет между остальными полученную на войне добычу. Трудно сказать, придерживаются ли ньям-ньям какой-нибудь религии; по всей видимости, нет, так как они с готовностью перенимают любую, которую им проповедуют.

Приручить их трудно, поскольку инстинкт заставляет их постоянно искать человеческой плоти. Известны случаи, когда рабы убивали и съедали детей, за которыми им было поручено присматривать.

Мне довелось видеть мужчину из этого племени, у которого тоже имелся хвост, длиной около полутора дюймов, с несколькими редкими волосками. Это был человек хорошего сложения, крепкий, лет тридцати пяти на вид, с иссиня-черной кожей. Он обладал тем же самым необычным строением челюсти, уже описанным выше, а именно: его зубы сильно выдавались вперед. Все четыре клыка при этом были подпилены.

Я знаю одного врача в Константинополе, чей сын тоже родился с хвостом длиной около дюйма. Мальчику два года, и он принадлежит к европеоидной расе. Известно, что его прадед обладал таким же придатком. На Востоке это считается признаком нечеловеческой силы».

Примерно десять лет назад в одной газете была опубликована заметка о том, что в городе Ньюкасл на Тайне родился мальчик с хвостом длиной дюйм с четвертью. Утверждалось, что ребенок повиливает им от удовольствия, когда сосет материнскую грудь.

Согласно преданию североамериканских индейцев, изначально люди были созданы с длинными и красивыми хвостами, покрытыми гладкой блестящей шерстью. Они восхищались ими, раскрашивали в разные цвета и украшали бусами и ракушками. В те времена на земле царили мир и согласие, люди не знали войн. Они впали в гордыню и забыли о своем Создателе. Тогда, чтобы научить их смирению и напомнить им, что они зависят от Великого Духа, Он наслал на них кару. Он отнял у людей хвосты и сделал из них женщин, которые, как говорят кикапу, теперь всюду следуют за мужчинами, игривые и подвижные.

И все же, несмотря на эти многочисленные свидетельства в пользу существования женщин и мужчин, имеющих хвосты, я продолжаю сомневаться. Сдамся я лишь тогда, когда homo caudatus , или человек хвостатый, будет пойман и предъявлен мне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: