Развитие туризма в приморском крае. Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в приморском крае

В сентябре-октябре 2003 г. нами было проведено исследование рынка туристических услуг Приморского края.

Объекты исследования : производители и потребители рынка туристических услуг.

Границы исследования : Приморский край.

В рамках исследования были определены две цели :

  • Оценка конкурентной среды предприятий туристической отрасли;
  • Выявление предпочтений потребителей туристических услуг Приморского края.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи :

  • изучение некоторых аспектов деятельности предприятий отрасли;
  • выявление лидеров отрасли и определение их конкурентных преимуществ;
  • выявление портрета потребителя туристических услуг;
  • выявление потребительских мотиваций при выборе туристической фирмы для сотрудничества;
  • выявление факторов конкурентоспособности туристических предприятий;
  • выявление тенденций развития туристической отрасли Приморского края.

В рамках данной статьи будут представлены некоторые результаты, полученные в ходе выполнения обеих целей исследования.

Методология исследования
Кабинетные методы:

  • изучение статистической информации, представленной Комитетом по туризму и санаторно-курортному делу Приморского края и Приморским краевым комитетом государственной статистики;
  • изучение публикаций об отрасли Приморского края в местных СМИ;
  • изучение данных, полученных в результате ранее проведенных исследований рынка туристических услуг.
  • Изучение внутренней отчетной информации предприятий-лидеров туристической отрасли.
Полевые методы:
  • Опрос потребителей рынка туристических услуг Приморского края;
  • Опрос руководителей и специалистов предприятий – лидеров туристической отрасли Приморского края.

Определение типа и объема выборки.

1. Полевое исследование потребителей туристических услуг.

Тип выборки – квотируемая выборка.

Квоты были распределены исходя из особенностей потребления туристических услуг, выявленных в результате разведочного исследования, проведенного нами в 2002 г. (рис. 1, 2).

Выборка является представительной, т. к. в ней соблюдены основные характеристики и пропорции генеральной совокупности.

При определении объема выборки нами был применен подход, основанный на использовании доверительных интервалов . Уровень доверительного интервала задан равным 95%, что соответствует стандартному отклонению в 1,96. Вероятность наступления интересующего нас события была неизвестна, поэтому был использован равновероятностный подход. Таким образом, объем выборки определен по следующей формуле:

n = (50*50)/1,96 = 651 (чел.),

где n – объем выборки.

2) Полевое исследование руководителей и специалистов предприятий – лидеров туристической отрасли Приморского края.

Тип выборки - простая случайная, охват – 85% предприятий тур отрасли, реально занимающихся туристической деятельностью и представивших информацию о ней в органы государственной статистики (100 фирм), причем в выборку вошли все туристические предприятия, регулярно размещающие рекламные объявления в средствах массовой информации.

2. Основные результаты исследования

2.1. Тенденции развития туристического рынка Приморского края

Анализ вторичных данных показал, что туристическая отрасль Приморского края развивается довольно динамично (рис. 3).

Как видно из диаграммы, с 1991 г. количество туристических предприятий Приморья увеличилось в 47.5 раз. Максимальное количество туристических предприятий было зарегистрировано в 1998 г. (286 фирм). Но в том же 1998 г. в стране произошел кризис, который отразился и на туристической отрасли (около 60% предприятий были вынуждены прекратить свою деятельность). В последние три года рассматриваемого периода количество туристических предприятий не имело серьезных изменений.

Проанализируем динамику туристских потоков Приморского края за период с 1995 по 2002 гг.

С 1995 по 1999 гг. динамика как въездного, так и выездного туристских потоков имеет скачкообразный характер, и только в 1999 г. и 2000 г. наметилась тенденция к увеличению выездного и въездного потоков соответственно (рис.4). При этом за последние четыре года въездной поток развивается более быстрыми темпами, чем выездной, что является хорошей тенденцией. Однако в 2001 г. темп роста въездного потока значительно замедлился и имеет тенденцию к уменьшению. За весь период наблюдается преобладание выездного потока над въездным в среднем на 44%.

По целям поездок въездные и выездные потоки Приморского края распределились следующим образом.

Значительную долю (в среднем около 70% за анализируемый период) в структуре въездных потоков занимают поездки с целью туризма, что является очень благоприятным фактором для экономики края. Однако анализ динамики поездок показывает тенденцию к снижению доли визитов иностранных граждан с целью туризма, что настораживает. На втором месте в структуре поездок стоят посещения иностранцев со служебными целями (около 16%), причем до 2000 г. этот показатель имел отрицательную тенденцию, а в 2002 г. произошло его резкое увеличение – в 1,5 раза по сравнению с 2000 г. Поездки с частными целями занимают крайне незначительную долю (0,1-0,2%) (рис. 5).

Особенности географического положения Приморского края определяют структуру туристских потоков по направлениям.

Китайское направление было и остается приоритетным в структуре как въездного, так и выездного потоков (рис. 6, 7). Кстати, Китай с 1996 г. входит в пятерку стран - лидеров в области международного туризма. Так, в 2001 г. по международным туристским прибытиям и по доходам от международного туризма эта страна занимала пятое место в мире. Для Приморского края Китай является основным партнером и в обозримой перспективе останется таковым, благодаря его соседству, огромному населению, росту открытости и уровня жизни населения.

В структуре въездного потока второе место после Китая занимает Япония, третье - Республика Корея, четвертое - США. Что касается выезда, на втором месте стоит Республика Корея, а на третьем - Япония.

Динамика количества туристов из разных стран, посетивших Приморский край в 1999-2002 гг., представлена в таблице 1.

Анализ распределения международных потоков по странам в динамике показывает, что интерес китайских граждан к Приморскому краю не ослабевает: их количество постоянно увеличивается, и в 2002 г. оно составило 162301 человек, что в два раза больше по сравнению с 1999 г.

Динамика потока японских туристов в Приморский край имеет скачкообразный характер. Тем не менее, в 2002 г. по сравнению с базовым годом количество японских граждан, посетивших Приморский край, выросло на 63,6%.

Поток туристов из Республики Корея имеет в целом положительную динамику. В 2000 г. он несколько снизился, зато с 2001 г. наблюдается рост, имеющий тенденцию к увеличению.

Что касается США, поток граждан этой страны до 2001 г. с каждым годом увеличивался приблизительно в два раза, но в 2002 г. резко упал даже ниже уровня базового периода. Здесь, вероятно, сказалось влияние террористического акта, произошедшего в США 11 сентября 2001 г.

Рассмотрим тенденции в выездном туристском потоке Приморского края (таблица 2).

Для приморских жителей наибольший интерес представляют такие страны, как КНР, Республика Корея, Япония и Таиланд.

Туристские потоки в КНР и Японию до 2001 г. имеют положительную динамику, в 2002 г. происходит незначительное уменьшение.

Что касается Республики Корея и Таиланда, динамика количества выехавших в эти страны российских туристов неравномерна, что говорит о неустойчивых туристических связях с этими странами.

Среди других стран, в которые выезжали российские туристы, наибольший удельный вес занимают такие страны, как Сингапур, Новая Зеландия, Вьетнам, Филиппины.

2.2. Результаты опроса потребителей рынка туристических услуг Приморского края.

Как показало исследование, 81.6% выборки (531 человек) пользовались услугами туристических фирм Приморского края, 18.4% (120 человек) – не пользовались.

Из 120 человек, не пользовавшихся услугами туристических предприятий, 65,8% составляют мужчины, 34,2% - женщины. Данные респонденты распределились по возрастным категориям следующим образом (рис. 8):

Эту часть респондентов составляют в основном люди с низким доходом (72.5%), а также люди со средним и высоким доходом, регулярно совершающие туристические поездки в европейские страны через московские туристические предприятия.

Так как целями исследований предусмотрено изучение мнения людей, пользовавшихся услугами туристических фирм Приморского края, дальнейший анализ основывается на выборке в 531 человек.

Социально-демографические характеристики выборки представлены в таблице 3.

Как показывают данные таблицы 3, наибольшую часть выборки (около 60%) представляют респонденты от 26 до 45 лет. Потребителей женского пола было опрошено в каждой возрастной категории в среднем на 2% больше, чем потребителей мужского пола.

Социальный состав выборки представлен на рисунке 9.

Как показано на рис. 9, туристические поездки совершаются чаще служащими и специалистами коммерческих фирм (52% выборки), на втором месте стоят руководители и частные предприниматели (24%).

Проанализируем распределение респондентов в зависимости от возраста, пола и дохода (таблица 4).

Анализ данных таблицы 4 показывает, что туристические поездки чаще совершаются людьми со средним уровнем дохода (47,1% выборки). Из данной группы потребителей наибольшие доли приходятся на лица женского пола в возрасте 26 - 35 лет (7,9% выборки), лица мужского (7,72%) и женского (7.34%) пола в возрасте 36 - 45 лет.

Как показало исследование, повторно услугами одной и той же фирмы пользовались 56,7% выборки (301 респондент). Остальные респонденты либо пользовались услугами туристических фирм единожды, либо обращались в разные туристические фирмы. Среди причин, которые побудили потребителей повторно обратиться к услугам туристической фирмы, были названы следующие (таблица 5).

Из полученных результатов по данному вопросу мы можем сделать вывод, что наиболее важными факторами, оказывающими влияние на повторную покупку на данном рынке, являются:

  • качественные параметры предоставляемых услуг – 66,4% (удовлетворительный сервис, выполнение всех условий договора при первой поездке, а отсюда и появление доверия к фирме);
  • приемлемый уровень цен.

Необходимо заметить, что качество услуг в данном случае является более важным параметром, чем цена.

Одной из основных задач исследования было выяснить, что является наиболее важным для потребителей при выборе туристической фирмы (кстати, этот вопрос был задан как непосредственно самим потребителям, так и специалистам туристических компаний – результаты по опросу специалистов и сравнительному анализу опроса специалистов представлены ниже).

Результаты обработки ранжированных данных по потребителям представлены в таблице 6 (места между критериями распределены исходя из максимального количества потребителей, присвоивших критерию первые три ранга).

Из таблицы видно, что наиболее важным критерием выбора туристической фирмы является цена. На втором месте – имидж фирмы (41,6%), что подтверждает вторичные данные о важности формирования положительного образа фирмы в глазах потребителей для предприятий, работающих на рынке услуг вообще и туристических, в частности. К важным критериям выбора потребители относят так же культуру обслуживания, полноту предоставляемых услуг и наличие скидок (38,2%; 37.1%; и 36,5% соответственно).

Выявлению факторов конкурентоспособности туристических фирм может помочь анализ ответов на вопрос об отрицательном опыте сотрудничества потребителей с туристическими фирмами (его имели 166 респондентов – 31,3% выборки). По ответам 166 респондентов подводим статистику, что их не устроило в сотрудничестве с туристической фирмой (таблица 7).

Анализ данных таблицы 7 позволяет сделать вывод о том, что туристическим предприятиям необходимо в первую очередь обращать внимание на выбор фирм-смежников, так как от работы каждого из них зависит и оценка потребителями работы фирмы – организатора туризма. Тщательное выполнение всех пунктов договора является необходимым (но не достаточным) условием обеспечения конкурентоспособности туристического предприятия. Еще одним важным параметром, влияющим на конкурентоспособность турфирмы, является квалифицированный персонал. Руководителям турфирм необходимо уделять особое внимание подбору и обучению сотрудников, ведь услуги персонала туристической фирмы являются одной из составляющих туристического продукта.

Одним из вопросов анкеты был вопрос относительно того, в какой стране респонденты собираются провести свой отпуск в 2004 г. Ответы распределились следующим образом (рис. 10).

Как видно из диаграммы, большинство потребителей (73%) собираются провести свой отпуск за границей. Наиболее популярными европейскими странами являются Франция, Италия и Испания, среди экзотических стран наиболее часто респонденты упоминали КНР, Тайланд, Японию и Южную Корею (рис. 11, 12).

2.3. Результаты опроса руководителей и специалистов туристических фирм.

В таблице 8 представлена характеристика выборки.

Как показало исследование, рынок туруслуг достаточно развит. Так, 68% предприятий функционируют на рынке более 4 лет, 26% - от 1 года до 3 лет, 6% - менее 1 года.

В своей деятельности большинство тур фирм продолжают ориентироваться на выездной туризм как наиболее выгодный в сложившихся условиях. Так, доля предприятий, занимающихся отправкой туристов за границу, составляет 86% (из них в Китай 58%).

Тем не менее, ряд руководителей фирм оценили перспективность въездного и внутреннего туризма и осознали важность развития этих направлений для экономики края. Внутренним туризмом занимаются 49% предприятий, а на прием туристов работают 58% фирм выборки (из них туристов из Китая принимают 22%).

Что касается характера деятельности, осуществляемой туристическими фирмами, лишь 5% предприятий отрасли являются исключительно туроператорами, 24% - турагенты, а большинство (71%) сочетают как туроператорскую, так и турагентскую деятельность по различным туристским направлениям.

В таблице 9 показано распределение респондентов по видам осуществляемой деятельности и разработанным туристским направлениям.

Как видно из таблицы 9, туристические фирмы, занимающиеся исключительно туроператорской и исключительно турагентской деятельностью, отдают предпочтение отправке туристов за границу, в то время как фирмы, сочетающие туроператорскую и турагентскую деятельность, развивают все направления.

В таблице 10 показано распределение туристических предприятий в зависимости от специализации на конкретном туристском направлении. В ходе исследования выяснилось, что из числа включенных в выборку предприятий специализацию имеют 42 %.

Данные, представленные в таблицах 9 и 10 подтверждают вторичную информацию о том, что в настоящее время наиболее развитым туристским направлением является выездной туризм, а на въездной и внутренний туризм ориентировано очень небольшое количество предприятий отрасли. Такая ситуация, по мнению экспертов, обусловлена рядом факторов, перечень которых будет представлен ниже.

Нас также интересовало мнение специалистов и руководителей относительно предпочтений потребителей при выборе конкретной фирмы. Большинство экспертов убеждены, что наиболее важным критерием выбора является цена (49% респондентов поставили этот критерий на первое место, 19% - на второе). На втором месте по степени важности стоит имидж фирмы (26% респондентов поместили этот критерий на первое место, 8% - на второе и 14% - на третье). Третье место занимает такой критерий, как наличие скидок (27% и 17% респондентов поставили этот критерий на второе и третье места соответственно). Кроме того, очень важным критерием выбора потребителей, по мнению специалистов отрасли, является культура обслуживания (22% респондентов присвоили этому критерию первые три ранга).

Таким образом, туристические фирмы в своей деятельности, по словам их руководителей, особое внимание уделяют проблемам ценовой политики и формирования положительного имиджа на рынке.

На вопрос о том, на что турфирмы больше ориентируются в своей деятельности – на снижение издержек или на улучшение качественных параметров услуг – большинство из специалистов (92%) отметили второй вариант. Фактически, улучшение качественных параметров услуг ведет к увеличению их стоимости. Тем не менее, руководители фирм считают, что современный турист становится все более требовательным к уровню качества предоставляемых услуг, что ставит перед туристическим предприятием задачу обеспечения должного уровня обслуживания при конкурентоспособной цене.

Особый интерес для нас представлял вопрос о том, на что опираются туристические фирмы в конкурентной борьбе. В качестве вариантов были предложены следующие параметры: низкий уровень цен, низкие издержки, высокая культура обслуживания, широкий ассортимент, уникальность турпродуктов, высокие качественные параметры туров, имидж фирмы, эксклюзивные отношения с партнерами по бизнесу, высокая квалификация персонала, гибкая политика скидок, предоставление полного спектра услуг, эффективность системы ФОССТИС, свой вариант. Среди своих конкурентных преимуществ, 19% респондентов отметили широту ассортимента, 17% - высокую культуру обслуживания, 14% - низкий уровень цен, по 11% - высокую квалификацию персонала и имидж фирмы. Эксперты отмечают, что наличие широкого ассортимента является важным критерием при совершении повторных покупок туристических услуг.

Нас также интересовал вопрос, существует ли зависимость между сроком существования турфирмы на рынке и ее конкурентным преимуществом (таблица 11 ).

Анализ данных таблицы 11 показывает, что «молодые» фирмы в стремлении завоевать рыночную долю делают упор на низкие цены. Специалисты фирм со средним стажем среди своих конкурентных преимуществ, помимо цены, указывают наличие скидок, достаточно большой процент респондентов называет высокую культуру обслуживания и качество услуг, а также эксклюзивные отношения с партнерами. «Ветераны» отрасли имеют на этот счет свое мнение. Наибольшее число руководителей турфирм считает, что для обеспечения успеха на данном рынке необходимо наличие широкого ассортимента. На втором и третьем местах по количеству ответов стоят такие конкурентные преимущества, как высокая культура обслуживания и имидж фирмы.

В ходе исследования выяснилось, что все турфирмы имеют постоянных клиентов и используют различные методы стимулирования повторной покупки (таблица 12).

Нас интересовало мнение экспертов относительно самых успешных предприятий туристической отрасли. Небольшая часть респондентов (8%) считает, что таких фирм нет (правда, без комментариев). Остальные специалисты были более объективными, и на основании их ответов выявились четыре тур фирмы, деятельность которых признана наиболее эффективной и будет подвержена дальнейшему анализу относительно факторов успеха (по понятным причинам, названия этих фирм мы опускаем).

Интересно мнение специалистов относительно тенденций развития туристической отрасли в Приморском крае. Значительная часть экспертов (37%) высказала мнение о перспективности данной отрасли. Однако, большинство специалистов (63%) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития тур отрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов (табл. 13).

Таким образом, в целом по исследованию рынка туристических услуг Приморского края можно сделать следующие выводы:

  1. рынок, несмотря на ряд сдерживающих факторов, развивается довольно интенсивно;
  2. большинство туристических фирм, вне зависимости от характера деятельности, ориентируются на отправку российских туристов за границу;
  3. внутренний и въездной туризм развит слабо;
  4. среди туристских направлений китайское остается наиболее развитым (как въездной, так и выездной туризм);
  5. на рынке наблюдается острая конкурентная борьба, в которой фирмы используют в основном ценовые инструменты;
  6. большинство фирм, функционирующих на данном рынке, имеет большой срок существования (более 4 лет). Практически все эти фирмы имеют своих постоянных клиентов и на вопрос о конкуренции они упоминают такие же крупные фирмы. Но ожесточенной конкуренции среди них нет, как они сами утверждают, есть сотрудничество и мирное сосуществование;
  7. фирмы, существующие на рынке менее четырех лет, составляют меньший процент. Именно эти фирмы и говорят о конкуренции, кроме того, основными конкурентами чаще всего называют фирмы, существующие на рынке уже давно;
  8. ожесточенная конкуренция существует лишь с среди тех фирм, которые существуют на рынке менее 4 лет, и фирмы, имеющие большой стаж работы на рынке туризма, не могут быть их конкурентами, для них они лишь лидеры на рынке туризма, имеющие наибольший процент потребителей тур услуг.
  9. существуют большие барьеры входа на рынок, к которым относятся:
    • соглашения между крупными фирмами о взаимном сотрудничестве;
    • отсутствие инвестирования тур отрасли в целом, жесткое налогообложение;
    • сложное таможенное регулирование и визовое оформление;
    • проблемы с лицензированием;
    • высокие цены, трудности с регулированием цен;
    • финансовая ограниченность.
  10. На рынке действуют 10 фирм-лидеров, основными конкурентными преимуществами которых являются:
    • имидж, наработанный за долгий срок существования на рынке;
    • широта ассортимента;
    • качество предоставляемых услуг;
    • наличие собственного транспорта.
    • взаимная поддержка крупных тур фирм.
  11. Деятельность тур фирм не соответствует ожиданиям потребителей.
    • Из всех потребителей, пользовавшихся услугами какой-либо тур фирмы, повторно обращались в ту же фирму около 50% респондентов. По качеству предоставления услуг более 30 % респондентов были недовольны.
    • Причины, которые влияют на повторное сотрудничество с тур фирмой: удовлетворительный сервис, приемлемые цены. Причем, гораздо более значителен фактор сервиса, т.к. цены наших тур фирм большинство респондентов называют все-таки средними (при этом наши респонденты – представители среднего и низшего класса). К тому же уровень цен практически у всех фирм одинаков, разница незначительна и преимущества у фирм, у которых сложился имидж и определенное количество постоянных клиентов - они могут позволить себе скидки и снижение цен. Кроме того, как выяснилось с помощью корреляционного анализа, цена важнее тем, кто покупает шоп-туры (а это только поездки в Китай). Нас же больше интересуют те, кто покупает туры на отдых или бизнес-туры, для них важнее полнота услуг в тур пакете и имидж фирмы.
    • К наиболее важным факторам выбора тур фирмы для сотрудничества потребители относят цены, имидж фирмы, сервис (под сервисом они подразумевают культуру обслуживания и предоставление полного набора услуг в туристическом пакете).
    • Основными недостатками в работе туристических фирм, по мнению потребителей, являются: несогласованность работы смежников; невыполнение фирмами условий договора; организация туров в целом.

Таким образом, туристические фирмы Приморского края мало внимания уделяют вопросам конкурентоспособности, не используют в своей деятельности маркетинговые подходы.

Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае

1.1Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном этапе…………………………………………………………………………….6

1.2 Региональные особенности туристского бизнеса в Приморском крае…………….………………………………………………………………13

Глава 2.Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм в Приморском крае

2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики…….…...23

2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города Владивостока…….……………………..………25

2.3 Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города Владивостока…………………………………………………………….…....31

Глава 3.Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом

3.1 Факторы, определяющие общие направления развитиямеждународного туризма……………………………………………………………………..…35

3.2 Национальное достояние как основа турпродукта……...…….……..…42

Заключение …...…………………….……………………………………………..….47

Глоссарий ключевых слов ………………………………………………………….50

Список литературы ……………….………………………………………….……..52

Введение

В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

В Приморском крае наблюдается та же ситуация, что и по России в целом. Геополитическое положение Приморского края определяет его ориентацию на страны АТР, которые уверенно увеличивают свою долю в туристской системе мира по числу прибытий и уровню доходов от туризма. Страны АТР в настоящее время являются разработчиками наиболее современных и конкурентоспособных туристских проектов. Одним из последних проектов является проект-TREDA. Приморскому краю, и особенно Владивостоку, отводится особая роль в совместном проекте TREDA, цель которого-создание межрегионального туристского центра в районе реки Туманная силами ее участников: Приморский край, Монголия, КНДР, КНР. Владивосток призван представлять российскую культуру для туристов, прибывающих из стран АТР и близлежащих государств. Основные идеи этого проекта совпадают со стратегией развития туризма в крае, которая представлена в поэтапной программе развития туризма до 2005г. Администрация Приморского Края и Комитет по туризму выработали основную концепцию альтернативной формы туризма как наиболее перспективное для региона.

Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование каналов распределения турпродукта в Приморском крае. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть перспективы развития туризма в Приморском крае,

Проанализировать конкурентоспособность турфирм города Владивостока.

Практическая значимость работы заключается в разработке проекта по созданию турфирмы, который я представлю в выпускной квалификационной работе.

Методической и теоретической основой данной работы являются работы российских и зарубежных авторов по теории туризма, материалы Комитета по туризму Администрации Приморского края, публикации Американской Ассоциации Индустрии туризма и путешествий, обобщающие многолетний опыт развития культурно-позновательного туризма, методические разработки профессорско-преподавательского состава ИМТ.

Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии.

В первом разделе дается характеристика и оценка современного состояния туризма в России Приморском крае.

Во втором разделе изучается конкурентная ситуация на рынке туруслуг города Владивостока. В главе представлены расчеты для определения уровня конкуренции турфирм города и делаются выводы о том, что рынок услуг в области въездного туризма совершенно не развит и небольшая конкуренция есть.

В третьем разделе разрабатываются предложения для развития въездного туризма в Приморье.

Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае

1.1 Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном этапе

Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработки нефти.

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д.

Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в частности Россия.

Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.

По данным Госкомстата России в первом полугодии 2000 года Российскую Федерацию посетило 9 млн. 42,1 тыс. иностранных граждан, что на 26%превышает показания аналогичного периода прошлого года. Из стран дальнего зарубежья прибыло 340,2 тыс. человек, на 10,1% больше, чем год назад.

По туристским прибытиям в РФ первая десятка стран выглядит следующим образом: Польша– 353,8 тыс. (-13,8%); Финляндия – 143,1 тыс.(+9,2%); Китай – 84,5 тыс. (48,5%); Турция – 61,8 тыс. (в 1 раз); Германия – 57,5 тыс. (+29,8%); Испания – 29,6 тыс. (в 14 раз); Италия – 22,0 тыс. (в 2,2 раза); США – 19,6 тыс.; Франция – 20,2 тыс.(-11,8%); Монголия – 19,9 тыс.(+21,1%).

Общее число поездок с целью туризма сократилось почти в двое (-45,8%) в сравнении с предыдущем годом, в основном из-за резкого сокращения турпотока из стран СНГ (таблица 1)

Таблица 1

Распределение въездного потока по целям поездок в I полугодии 2000 г.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

Рукавицына Мария Николаевна
доцент кафедры менеджмента
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
[email protected]

Аннотация

В статье осуществлен анализ уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае и предложены возможные направления ее активизации. На основе оценки уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае предложены направления стимулирования инновационной активности в регионе, среди которых: создание новых и повышение активности существующих организаций инновационной инфраструктуры; развитие институтов венчурного финансирования; совершенствование регионального законодательства в сфере инноваций; расширение практики использования форм государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

инновационная экономика; регион; региональная инновационная система; инновационная активность; программно-целевые методы.

Рекомендуемая ссылка

Рукавицына Мария Николаевна

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Приморском крае// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 3702. Дата публикации: 2014-01-25 . Режим доступа: https://сайт/article/3702/

Rukavitcyna Mariia Nikolaevna
Аssociate Professor of Management
Vladivostok State University of Economics and Service
[email protected]

Abstract

The article deals with identification and assessment of current situation of the innovative activity in Primorsky region and suggestion the deployment directions. The following directions are suggested based on the assessment of innovative activity in Primorsky region: creation of new units of innovative infrastructure and development of existent innovative infrastructure units; venture financing development; regional innovative legislation improvement; further implementation of state-private partnerships.

Keywords

nnovative economy; region; regional innovative system, innovative activity; target-oriented method.

Suggested Citation

Rukavitcyna Mariia Nikolaevna

Current situation and perspectives of the innovative activity in Primorsky region. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #3702. Date issued: 2014-01-25. Available at: https://сайт/article/3702/


Современные процессы социально-экономического развития Российской Федерации оказывают существенное влияние на пространственную и субъектную структуру экономики и взаимосвязи между ее элементами. В условиях становления инновационной экономики происходит смещение акцентов инновационного развития на уровень регионов, возрастает их роль как самостоятельных экономических агентов, активно участвующих в деятельности отечественных и зарубежных рынков инноваций. Новая пространственная стратегия социально-экономического развития страны направлена на активизацию традиционных и создание новых «точек» инновационного роста с учетом экономико-географической специфики субъектов РФ и их инновационного потенциала. Решение этих задач, как доказано мировой практикой, возможно путем создания региональной инновационной системы как совокупности особых институтов и механизмов активизации и регулирования инновационных процессов на уровне региона. К основным направлениям создания инновационной системы субъекта РФ относятся:

  • формирование региональной инновационной стратегии, включая межведомственное и межрегиональное взаимодействие;
  • создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных компаний;
  • формирование инфраструктуры инновационной деятельности;
  • создание механизмов мониторинга инновационной деятельности;
  • развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;
  • совершенствование механизмов государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Важным инструментом в вопросе формирования региональной инновационной системы являются программно-целевые методы, позволяющие осуществить системный подход к решению поставленной задачи, обеспечивая интеграцию системы целей, механизмов распределения ресурсов и организационных форм реализации программы, а также системы контроля и оценки эффективности ее реализации.

В настоящее время в процессы построения собственной инновационной системы вовлечены большинство субъектов РФ, к числу лидеров можно отнести Республику Татарстан, г. Москва и Московскую область, г. Санкт-Петербугрг, Калужскую область, Воронежскую область, Томскую область, Пермский край. Это регионы с наиболее развитой производственной и финансовой инфраструктурой, сильным научным и образовательным потенциалом. При этом интересен опыт регионов «второго» эшелона, т.е. имеющих средний уровень инвестиционной привлекательности и инновационной активности, к которым относится и Приморский край.

Приморский край, входящий в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), по данным Госкомстата за 2011 г. занимает второе место по производству валового регионального продукта (ВРП) среди субъектов округа и 25 место среди субъектов Федерации, производя 1,2% от общероссийского объема ВРП, с темпом роста 107% (по сравнению с 2010 г.). Преобладающими отраслями в структуре ВРП за анализируемый период являлись строительство, пищевая промышленность, электроэнергетика, добыча угля, судоремонт, горнодобывающая, рыбная, лесная и лесоперерабатывающая промышленности, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля. Перспективы развития инновационного потенциала Приморского края определяются такими факторами как географическое положение (близость со странами-экономическими лидерами Азиатско-тихоокеанского региона), запасы природных ресурсов, высокий научно-технический и образовательный потенциал (наличие на территории края институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук и высших учебных заведений федерального и регионального уровня).

Основой реализации эффективной политики Администрации Приморского края, направленной на повышение конкурентоспособности экономики края, как центрального российского региона в АТР и обеспечения высокого качества жизни населения, является «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.» (далее – Стратегия).
К основным задачам развития Приморского края, согласно Стратегии, относятся:

  • повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики;
  • формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края;
  • приведение транспортной системы Приморья в соответствие с требованиями к общей транспортной системе стран АТР;
  • формирование на базе г. Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР;
  • развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморского края.

С целью достижения поставленных задач разработан целевой сценарий развития, включающий следующие приоритетные направления развития экономики края:

  • развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья;
  • развитие транспортно-логистического кластера;
  • развитие рыбохозяйственного кластера:
  • формирование Владивостокской агломерации;
  • развитие инновационной деятельности;
  • развитие энергопроизводственного кластера.

Таким образом, в названном программном документе учтено, что получение реальных экономических и социальных выгод в виде позитивного структурного развития хозяйственного комплекса края неразрывно связано с развитием инновационной деятельности. Приоритетными направлениями развития инновационной деятельности в Приморском крае, согласно Стратегии, являются создание инновационной инфраструктуры, особое место в которой отводится сети технологических парков и исследовательских центров, ориентированных на создание и передачу новых знаний из области науки в производство, внедрение и реализацию наукоемкой продукции; создание научно-образовательного центра федерального значения (Дальневосточного федерального университета); формирование благоприятного инвестиционного климата; развитие института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной деятельности.

Подчеркнем, что Стратегия увязывает развитие традиционных, являющихся основой регионально-хозяйственного комплекса, отраслей экономики и располагаемых финансово-бюджетных ресурсов с формированием новых отраслей экономики региона, обеспечивающих в среднесрочной перспективе инновационный, многоотраслевой и сбалансированный характер ее развития.
В деятельности по инновационному развитию края очень важна реализация Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 гг.». Данная программа нацелена, в частности, на предоставление государственной поддержки субъектам инновационной деятельности за счет средств федерального и краевого бюджета.

Одним из важных этапов активизации инновационной деятельности является создание региональной организационно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей научно-техническую и инновационную деятельность. Первым шагом в этом направлении является принятие в 2008 г. Закона «Об инновационной деятельности в Приморском крае». В настоящее время ведется работа по совершенствованию данного правового акта.

Оценивая нынешнее состояние инновационной деятельности Приморского края как результат усилий и взаимодействия органов власти, бизнеса, а также научных и образовательных учреждений, представляется возможным сделать вывод о положительной динамике развития. Так, в 2011 г. доля инновационных предприятий (осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации) составляет 11,5% (в 2010 – 7,5%) от общего количества предприятий края и этот показатель является пятым среди других субъектов ДФО (после Магаданской области, Хабаровского края, Камчатского края, Чукотского АО), что несколько выше среднего показателя по ДФО и среднероссийского (11,2% и 10,4% соответственно).

Наибольший уровень инновационной активности наблюдается у предприятий государственной формы собственности (федеральной, региональной и муниципальной) – 22,6%, рост по сравнению с 2010 г. составил 11,2%. Несколько ниже инновационная активность у предприятий частной формы собственности – 10,1%, однако также зафиксирован рост этого показателя по сравнению с предыдущим годом на 2,2%. Преобладающее число инновационно-активных предприятий функционируют в сфере промышленного производства (50,1%), среди которых производители электрооборудования, электронного и оптического оборудования, предприятия связи, производители пищевых продуктов. Данные 2011 г. не прерывают сложившийся тренд – наиболее внедряемыми инновациями являются технологические (в том числе продуктовые и процессные), на втором месте – организационные, на третьем – маркетинговые. Величина затрат на технологические инновации в 2011 г. составила 2415,8 млн. руб., что выше аналогичного показателя в 2010 г. на 151,5%. Численность персонала, занятого в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях предприятий возросло с 767 чел. в 2010 г. до 3262 чел. в 2011 г. Вместе с этим удельный вес инновационной продукции в общем объем произведенной в крае продукции (работ, услуг) составляет 1,5%.

Важную роль в развитии региональной инновационной системы края, как показывает мировая практика, играют высшие учебные заведения. В настоящее время в Приморском крае сосредоточены 7 ВУЗов, а также их филиалы. Одним из направлений реализации инновационного вектора развития края стало создание Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), реализующего модель образовательно-исследовательского инновационного университета. Наряду с традиционными для ВУЗа функциями (образовательная, научно-исследовательская, воспитательная и т.д.) университет в сферу его деятельности входят такие, как инновационно-венчурная, предпринимательская, кластерная. Так, при взаимодействии научных школ университета, крупных предприятий и научно-исследовательских организаций региона ведется работа по созданию пяти научно-образовательных инновационных кластеров в области нанотехнологий («Тихоокеанский центр нанотехнологий»), биомедицины, энергосберегающих технологий (Технопарк в сфере высоких технологий), освоения ресурсов мирового океана (Морской биотехнопарк «Островной»).

Среди инновационных проектов, реализуемых с участием ДВФУ, выделяются проект по организации высокотехнологичного инновационного производства зданий и сооружений, организованный совместно с ОАО «Приморсклеспром», в рамках которого предусмотрено создание научно-производственного объединения в составе домостроительного комбината и конструкторско-технологического бюро, а также проект по разработке интеллектуального автономного необитаемого робототехнического комплекса, реализуемый на партнерских началах с ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»».

Свой вклад в развитие региональной инновационной инфраструктуры вносят и региональные ВУЗы. Так, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), позиционирующий себя как предпринимательский университет, реализует стратегию интеграции с бизнес-сообществом в соответствии с инновационными потребностями региональной экономики и предпринимательства. Информационные и телекоммуникационные системы и технологии, организационно-управленческие инновации, рациональное природопользование, биомедицинские технологии, основанные на биоресурсах региона, являются приоритетными сферами инновационной деятельности университета. Индикаторами уровня инновационной активности ВГУЭС за 2010-2011 гг. являются такие показатели, как количество полученных патентов и свидетельств – 18; количество лицензионных договоров на право пользования результатов интеллектуальной деятельности, заключенных между ВГУЭС и малыми инновационными предприятия – 6; количество госконтрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «У.М.Н.И.К» — 7; количество контрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «СТАРТ» — 6; количество зарегистрированных малых инновационных предприятий – 9. На базе университета создан и функционирует инновационный бизнес-инкубатор, осуществляющий организационную, техническую и правовую поддержку инновационных инициатив студентов и преподавателей. К числу других элементов инновационной инфраструктуры университета относится «Бюро интеллектуальной собственности», деятельность которого направлена на формирование системы управления интеллектуальной собственность ВГУЭС, а также выявление и внедрение в хозяйственный оборот коммерчески перспективных инновационно-ориентированных результатов интеллектуальной деятельности.

Анализ статистических данных, касающихся уровня инновационной активности Приморского края, указывает на то, что ситуация в этой сфере не в полной мере соответствует сложившемуся инновационному потенциалу региона. Однако, следует отметить, что большинство амбициозных проектов инновационного развития края рассчитаны на среднесрочную и долгосрочные перспективу и наметившиеся положительные тенденции в процессе построения региональной инновационной системы демонстрируют действенность выбранной стратегии развития.

С целью придания функциональной полноты реализации инновационной политики Приморского края, как представляется, необходима реализация следующих мер:

  • создание новых и повышение эффективности существующих элементов инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы;
  • развитие института венчурного финансирования;
  • более активное использование всех форм государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора;
  • совершенствование краевого законодательства в области инновационной деятельности.

Решение этих задач позволит создать инновационную систему Приморского края, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перехода экономики края на инновационный путь и достижения устойчивого социально-экономического развития.

Список литературы:

  1. Васин В.А., Миндели Л.Э. Пространственные аспекты формирования и развития национальной инновационной системы // Инновации. 2011. №11(157). С. 24-34.
  2. Клюев А.К. Программы инновационного развития региона и университетов: поиск соответствия [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (дата обращения 02.06.2013)
  3. О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.: закон Приморского края от 20.10.2008 №324 КЗ: принят Законодательным собранием Приморского края 02 октября 2008. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Об инновационной деятельности в организациях Приморского края. 2012: Аналитическая записка/Приморскстат, 2012. 49 с.
  5. Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 годы: постановление Администрации Приморского края от 07.12.12 №382-па. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  6. Роль субъектов Федерации в формировании модели развития экономики России/Отв. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 232 с.
  7. Федеральная служба государственной статистики [официальный сайт]. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения 01.06.2013)
  8. Черная И.П., Крюков В.В., Латкин А.П. Задачи социального развития Дальневосточного региона и приоритетные направления деятельности ВГУЭС // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. №5(18). С.5-13.

References

  1. Vasin V.A., Mindeli L.E. Spatial aspects of the formation and development of the national innovation system , Innovatons n. 11(2011): 24-34
  2. Kliuev A.K. Program of innovative development of region and university: search of compliance. http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (accessed 02.06.2013)
  3. On the strategy of socio-economic development of Primorsky Territory until 2025: the law of the Primorsky Territory 20.10.2008 № 324 BB: adopted by the legislative assembly of Primorsky Krai October 2, 2008. . Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  4. On innovation activities in organizations of Primorsky Krai. 2012: Policy Brief . Vladivostok. 2012. p. 49
  5. On approval of the state program of Primorsky Territory «of economic development and innovation economy Primorsky Territory» for the years 2013-2017: the resolution of the Primorsky Territory Administration from 07.12.12 № 382-pa. . Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  6. Role in the formation of the Federation model of economic development in Russia . Ed. E.M. Bukhvald, A.V. Vilenskii sia Moscow. 2009. 232 p.
  7. Federal State Statistics Service ]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science (accessed 01.06.2013)
  8. Chernaia I.P., Kriukov V.V., Latkin A.P. Social development objectives of the Far East region and priorities VSUES . Vladivostok. n. 5 (2012): 5-13

Введение

Перспективы развития туризма в Приморье формируются под воздействием ряда факторов: рекреационно-географического положения (в восточно-азиатском, самом динамичном секторе АТР), наличия рекреационных ресурсов, состояния нормативно-правовой базы международного туризма, уровня развития экономики и туристской инфраструктуры. Рынок въездного туризма Приморского края носит ярко выраженный региональный характер.

Туристский бизнес мира ищет новые территории для прокладки круизных маршрутов. Одним из перспективных в этом отношении районов становится Восточная Азия. В соответствии с принципом демонстрации как можно большего разнообразия за одну турпоездку, Приморье может привлечь внимание как часть круизного маршрута по странам Восточной Азии.

Важным фактором формирования современного туристско-рекреационного комплекса в Приморском крае является внесение поправки в Федеральный закон 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федеральных закона от 15.11.2010 № 296-ФЗ), касающийся «создания благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации».

Актуальность темы данного исследования состоит в том, что в настоящее время развитие туристской отрасли в Приморском крае осуществляется в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р (далее - ФЦП) и в рамках принятой Администрацией Приморского края «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.»

Целью работы является анализ перспектив развития туристского рынка в РФ и в Приморском крае.

Предметом исследования является изучение и анализ туристического рынка Приморья.

История развития туризма Приморского края

Экономика Приморского края имеет ярко выраженную природноресурсную направленность. Он остается сырьевым придатком России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь продолжается пионерное освоение природных ресурсов. Даже несмотря на весьма низкую плотность населения, экстенсивный и истощительный тип освоения привели к деградации экосистем на огромных площадях. При этом деградация происходит очень быстро - то, что всего лишь лет 10-20 назад казалось привычным и естественным (реки, где в изобилии ловилась рыба, тайга, где было много женьшеня, лимонника, кедрового ореха, зверей, птиц и т.д.) неожиданно становится сладостным воспоминанием.

Это результат общего обнищания населения, уменьшения государственного контроля вследствие изменений в законодательстве и попустительства органов государственной власти, отвечающих за рациональность и правомочность использования природных ресурсов. При этом, подавляющая часть населения - мигранты в первом или втором поколениях, не впитавшие в себя «с молоком матери» любовь к природе этого края. Для них главный критерий деятельности - получение максимальной прибыли здесь и сейчас и нет сдерживающих факторов - как будет жить местное население через несколько лет, когда начнут сказываться последствия хозяйственной деятельности на экосистемы, и что увидят их дети и внуки на этой территории через десятилетия. Приморье не имеет равных среди всех регионов России по многообразию видов фауны и флоры. Это следствие того, что Приморье на планете Земля располагается в удивительном месте - на стыке крупнейшего материка - Евразия и крупнейшего океана - Тихого, на середине расстояния между Северным полюсом и экватором.

Основной поток въездного туризма направлен со стороны КНР. Китайский туристский рынок - самый динамичный в мире. В 1990 г. из страны выехало 0,7 млн. туристов, в 1998 г. уже 4,0 млн., в 2000 г. - 5,6 млн.человек. Расходы китайских туристов за рубежом растут еще быстрее. Так в 1990 г. они оставили 0,5 млрд. дол., в 1999 г. - 10,9 млрд. Следует учесть, что в настоящее время основную часть туристского потока из Китая составляют лица с высокими доходами. В среднем китайский турист оставляет за границей 3114 долл. (1999 г.), что значительно выше аналогичного показателя большинства высокоразвитых стран. В настоящее время лишь 0,3% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристская активность в КНР будет расти очень быстро.

История мирового туризма показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной туристский поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия - главное туристское направление (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике, несмотря на объединение с КНР, учитываются отдельно). Для китайцев посетить Россию означает встретиться с иной, западной европейской культурой. На современном этапе развития международного туризма этнокультурные перепады не тормозят, как прежде, развитие массовых путешествий, а, напротив, стимулируют их.

Быстрый рост въездного туризма в Приморский край из КНР уже идет: в 1996 г. Приморье посетило 21,5 тыс. китайцев, в 2001 г. - 154,6 тыс. Этому способствует благоприятное транспортно-географическое положение Приморья относительно КНР, что выгодно отличает его среди других административных единиц России, имеющих границу с Китаем. Вдоль российско-китайской границы действуют 6 сухопутных пограничных переходов. Формирование системы пограничных переходов сказалось на развитии международного туризма обеих сопредельных стран. Так, доля китайских туристов в структуре въездного туризма Приморского края растет: в 1994 г. она составляла 83%, в последние годы колеблется в пределах 89,1-94,3%. Изменилась и доля Приморского края в общероссийском потоке китайских туристов с 9% в 1994 г. до 17-24% в 1998-2000 гг.

В развитии въездного туризма в Приморье китайское направление будет доминировать и в перспективе. Учитывая это, необходимо при развитии туристской инфраструктуры и совершенствовании региональной нормативно-правовой базы туризма ориентироваться в первую очередь на китайский рынок.

Менее 7% въездного потока в Приморье приходится на другие страны АТР. Очень скромное, хотя и второе после Китая место на рынке въездного туризма Приморского края, занимает Япония. Япония входит в тройку стран-лидеров мирового выездного туризма. Несмотря на то, что в последние годы ежегодный прирост убытий из Японии снизился, в целом страна считается, по оценкам ВТО, более динамичным рынком выездного туризма, чем США и Германия. Но Приморье, даже, несмотря на благоприятное рекреационно-географическое положение, не может рассчитывать на существенный рост въездного туризма из Японии. Главная причина - негативный имидж края среди японцев, чрезвычайно ценящих в своих путешествиях безопасность и комфорт. В этой ситуации туристский поток из Японии в Россию перехватила территория соседнего с Приморьем Хабаровского края. Учитывая консерватизм японцев, рассчитывать на быстрое изменение положения не приходится. В 2001 г. Приморский край посетило около 7,2 тыс. туристов из Японии, что составляет лишь 4,2% от въездного потока. В Хабаровском крае, рекреационно-географическое положение которого относительно Японии хуже по сравнению с Приморьем, доля туристов из страны Восходящего Солнца составляет 33%. Несмотря на близость к Японии и возможности морского сообщения, Приморский край принимает всего 7% японских туристов, приезжающих в Россию. Поток туристов не отличается стабильностью: быстрый рост (в отдельные годы до 80%) чередуется со спадом (до -60%)

Рост числа прибытий (скорее всего незначительного, опять же - низкий уровень сервиса и безопасности) можно ожидать из Республики Корея. В Республике Корея выездной туризм развивается опережающими темпами по сравнению с въездным, поэтому страну следует рассматривать как важный потенциальный рынок для Приморского края.

К сожалению, Приморский край не имеет транспортного сообщения с Тайванем. В Тайване сложившийся рынок выездного туризма, уступающий по расходам только Японии, но выездной поток жителей Тайваня минует территорию Приморья. Политико-идеологические причины ограничивают посещение Приморья для потенциальных туристов из КНДР, несмотря на наличие железнодорожного сообщения между нашими странами.

Определенные перспективы развития въездного туризма в Приморье связаны с зоной Туманган. Проект развития туризма в районе стыка территорий трех государств (России, КНР, КНДР) осуществляется под эгидой ВТО. Основная идея Проекта - создание кольцевых маршрутов по территориям с разными природными и культурно-историческими особенностями. Специалисты ВТО проводят маркетинговые исследования, рекламные кампании, дают рекомендации по развитию туризма для каждой из стран Проекта. Из их оценок следует, что для иностранных туристов (не только азиатского происхождения, но и из Европы) Приморье представляет интерес как территория, слабо измененная человеком.

Следует отметить, что привлекательность природных рекреационных ресурсов Приморского края, как предпосылка развития экологического туризма, преувеличена. Уникальных аттрактивных элементов природы (высоких водопадов, гейзеров, вулканов, каньонов) в крае нет, в отличие от Камчатки или Курил. Флористическое и фаунистическое разнообразие Приморья уникально только в российских масштабах, но уступает субтропикам, тропикам и экваториальным лесам, а потому иностранных туристов не удивляет. Морские рекреационные ресурсы, сколь бы богатыми они не казались, не сопоставимы с ресурсным разнообразием экваториально-тропических акваторий Тихого океана.

Основное достоинство природы Приморья - «дикость». Но, во-первых, это качество быстро трансформируется, так как лучшие рекреационные места Приморья сейчас интенсивно нарушаются хозяйственной деятельностью (Партизанский хр., бассейны рек Арму, Кема, Самарга). Во-вторых, природа других территорий Дальнего Востока, в частности главного конкурента Приморья - Хабаровского края, отличается большей девственностью, лучшими условиями для рыбалки и охоты, потому обладает и большей туристской привлекательностью. Таким образом, хотя природный туризм несомненно будет развиваться, массового потока иностранных туристов по этому направлению ожидать не приходится.

Отметим, что крупнейший город Приморья Владивосток известен в мире как конечный пункт самой длинной железной дороги. Создание железнодорожного туристического маршрута по Транссибирской магистрали могло бы значительно увеличить транзитное посещение Владивостока иностранными туристами. Вояж по Транссибу мог бы быть заключительным элементом путешествия по Тумангану. Особый интерес к Трансибу проявляет Республика Корея, т.к. улучшение отношений с Северной Кореей и восстановление транскорейской железной дороги позволят ей получить прямой путь через Трансиб в Россию и страны Европы.

Первым шагом реализации программы развития туристического комплекса должно стать создание современной системы маркетинга отрасли, которая должна включать в себя создание современной информационной базы, налаживание системы сбора статистической информации, приведение в порядок статистических показателей, систему анкетного сбора информации.

Из мировой практики известно, что экономическая эффективность вложений в маркетинг и основанную на ней рекламу услуг может составлять от 500 до 1000%.

Рекреационный потенциал Приморского края используется в незначительной степени (не более чем на 10% возможностей по оценке экспертов). Как таковой этот потенциал не является лимитирующим фактором развития программного туризма. Основное внимание должно быть сосредоточено на развитии инфраструктуры, позволяющей вовлечь в экономически эффективное и социально-значимое использование большую долю этого ресурса.

Оценка предприятий отдыха и развлечения приводит в следующим выводам:

  • · В стоимости турпродукта от 10 до 20% отводится на эти цели.
  • · В системе развития ночных клубов необходимо:
    • - развитие многофункциональных клубов, расширение площадок, использование открытых площадок, мест отдыха (так называемых chill-out);
    • - использование разнообразных программ по дням недели, тематических вечеров, экзотических услуг;
    • - дифференциация цен в зависимости от сегмента рынка, дней недели, часов посещения;
    • - предложение заведений по интересам (женских клубов, элитных закрытых клубов, модных современных клубов и т.д.);
    • - использование клубных карт.
  • · В сети кинотеатров:
  • - привлечение сегмента 3-го возраста с показом старых фильмов;
  • - показ фильмов с дублированием на китайском (корейском, английском) языках в малых залах, возможно по заказу туристов.
  • · В системе театров, концертных залов, цирка:
  • - реконструкция здания городского цирка;
  • - использование потенциала Института Искусств и театров для проведения городских массовых шоу;
  • - разработка календаря гастролей, привлечение лучших театральных и концертных трупп (большой интерес проявляется к визуальным формам искусства - балет, танцевальные коллективы);
  • - продвижение местных творческих групп на туристском рынке включение в базу данных туристских ресурсов.

Оценка системы объектов экскурсионно-туристического показа приводит к следующим выводам:

· В стоимости турпродукта 10-20% затрачивается на экскурсионно-туристический показ. Сегодняшний объем объектов экскурсионного показа позволяет обеспечивать 2-х, 3-х дневную продолжительность тура. Задача состоит в том, чтобы довести эту длительность к расчетному времени до 5-6 дней.

Для повышения эффективности культурной и экономической отдачи от этих объектов необходимо:

  • - Реновация городской исторической среды на территориях, ориентированных на обслуживание туристов.
  • - Поддержание федерального статуса Историко-фортификационного музея Военной крепости, его реконструкция и оборудование для туристско-экскурсионного использования, очистка территории от застроек;
  • - Воссоздание актерского действа функционирования территории Фортов.
  • - Оборудование видовых площадок.
  • - Установка специального оборудования, позволяющего видеть панорамы города в любое время суток;
  • - Установка сувенирных лотков на территории площадок с городской тематикой;
  • - Придание статуса на уровне предпринимательской деятельности видовой площадке и ограничение возможного целевого использования - территории видовой площадки.
  • - Создание национального мини-парка.
  • - Создание единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в Приморском крае в рамках экскурсионного совета (единая аккредитационная карточка с использованием символики Приморского края, принятие Положения об аккредитации, Положение об обязанности и квалификационных требованиях для получения аккредитации).

Государственное управление комплексом основано на устаревшей модели управления объектами, вне самого процесса их эффективного использования. Необходим переход на механизм управления проектами развития отрасли. Процесс реализации программы представляет собой слагаемое множества конкретных и успешно реализованных проектов. Создание механизма управления проектами развития - необходимое условие достижения программных целей. Эта задача находится в прямой компетенции власти. Механизм управления проектами, с учетом специфики каждой отрасли хозяйства или сферы социальной жизни, предполагает:

  • · Создание корпоративного информационно-маркетингового центра.
  • · Создание нормативных оснований для разработки и реализации проектов.
  • · Систему подготовки проектных менеджеров по данному направлению.
  • · Систему методической и финансовой поддержки разработки бизнес планов проектов.
  • · Систему конкурсного отбора проектов и их экспертной оценки.
  • · Систему поддержки фирм, компаний, берущих на себя задачу реализации проектов.
  • · Содействие в поиске инвесторов.

Развитие рекреационно-туристического комплекса края является одним из приоритетных направлений развития, предусмотренных «Стратегией развития Приморского края до 2010 г.». Определение этого развития в качестве приоритетного связано с исключительно благоприятным геополитическим и географическим положением Приморья, благодаря которому край имеет значительные конкурентные преимущества относительно других регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это положение способно обеспечить широкий и устойчивый рынок для рекреационно-туристических услуг, предоставляемых краевыми предприятиями данной отрасли.

Основная цель программы - создание в Приморском крае современного и конкурентоспособного рекреационно-туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Настоящий документ определяет условия и механизмы, позволяющие достичь поставленной цели, ориентируясь на следующие расчетные показатели.

Индикативными показателями достижения поставленной цели являются:

  • 1) Увеличение вклада в ВРП края с 3% (около 90 млн. долл. США) до 6-7% (около 200 млн. долл.)
  • 2) Увеличение вклада в бюджет края с 0,5% до 5-6%.
  • 3) Увеличение средней продолжительности туров с 2-3 дней, до 5-6.
  • 4) Увеличение финансовой емкости всего спектра предоставляемых туристам услуг и товаров с 65 долл. США до 150 за один туристический день.
  • 5) Увеличение потока въездных туристов с 500 тыс. (2002) до величины порядка 1,2 млн. человек в год.

Соответственно в задачи программы входит:

  • · Расширение объема и качества предоставляемых туристических и сопутствующих услуг - в том числе: в области гостиничного бизнеса, в сфере отдыха и развлечений, в экскурсионной области, в производстве и реализации сувенирной продукции.
  • · Более широкое вовлечение в сферу рекреационно-туристических услуг природного потенциала Приморского края.
  • · Развитие транспортной, сервисной, инженерной инфраструктуры отрасли.
  • · Создание современной информационно-маркетинговой системы обслуживания отрасли.
  • · Формирование благоприятного инвестиционного климата для развития туристской инфраструктуры края.
  • · Совершенствование нормативно-правовых оснований предпринимательской деятельности в области туризма.
  • · Создание системы управления проектами развития в области РТК.
  • · Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Сроки и этапы реализации - 2004-2005 гг. и до 2010 года. Первый этап (2004-5 гг.) включает следующую последовательность мероприятий:

  • 1) Утверждение Программы Законодательным собранием Приморского края.
  • 2) Разработку и принятие основных законодательных и нормативных актов, необходимых для эффективного развития отрасли и привлечения в нее инвестиций.
  • 3) Создание информационного центра при Администрации края.

Второй этап 2005-10 гг. Завершение работы по модернизации материальной базы, по созданию современной инфраструктуры, активизацию строительства объектов.

План основных мероприятий по реализации программы развития туристического комплекса Приморского края приведен в таблице 1.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • · увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристических услуг, формирование современного туристического рынка в Приморье;
  • · увеличение вклада РТК в валовой региональный продукт и краевой бюджет;
  • · стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, транспорта, связи, торговли, производство товаров народного потребления;
  • · образование новых рабочих мест в сфере туризма;
  • · привлечение иностранных инвестиций в экономику края;
  • · сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия;
  • · удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.

Таблица 1

План основных мероприятий по реализации программы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края

Наименование мероприятия

Исполнители

Ожидаемые результаты

Источники и объем финансирования

1. Совершенствование нормативно-правовой базы

1.1. Принять Закон Приморского края "О налогообложении для предприятий, осуществляющих деятельность на рекреационных территориях"

Комитет по туризму

Упорядочение налогообложения, повышение бюджетной отдачи от рекреационных территорий

1.2. Принять закон Приморского края (внести изменения) «Об использовании рекреационных территорий и морских акваторий Приморского края».

Упорядочение налогооблажения, повышение бюджетной отдачи от рекреационных территорий.

1.3. Разработать и утвердить типовое положение и договор с арендаторами земли рекреационного назначения

Комитет по туризму, комитет по охране окружающей среды

Перераспределение дохода от использования земли в пользу краевого и муниципальных бюджетов

1.5. Разработать и принять закон (распоряжения) «Об аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов на территории Приморского края»

Комитет по туризму

Обеспечение интересов субъектов Приморского бизнеса, повышение качества обслуживания, антидемпинговый эффект. Повышение доходов бюджета.

1.6. Представить предложения в МИД РФ о лоббировании вопроса об упрощении визового режима между Приморьем и Японией, Приморьем и Р.Кореей.

Департамент Международного сотрудничества

Увеличение потока туристов

(на 30% - оценка экспертов)

1.7. Разработать и утверждить положение «Об аккредитации туристических фирм официальными агентами при администрации Приморского края» (Распоряжение губернатора)

Комитет по туризму

Повышение качества туристических услуг и туристического имиджа Приморья. Увеличение доходов бюджета. Повышение прозрачности бизнеса.

1.8. Разработать и принять закон Приморского края «О социальном туризме»

Комитет по туризму

Октябрь 2004

Поддержка малообеспеченных слоев населения и увеличение несезонной загрузки турфирм и саноторно-курортных учреждений.

20 млн.руб. в год

1.9. Разработка и принятие закона Приморского края «О модельных территориях»

Комитет по туризму

Вовлечение в туристический оборот природных и рекреационных ресурсов края, обеспечение сохранности этих ресурсов. Увеличение доходов отрасли и бюджета.

1.10. Представить предложение в Правительство РФ о снижении портовых сборов для иностранных круизных судов, осуществляющих заходы в порты Приморского края

Комитет по туризму

Увеличение региональных доходов

1.11. Разработка и утверждение "Положения о деятельности специализированных средств размещения семейного типа b&b"

Комитет по туризму

Расширение объема мест размещения туристов

2. Совершенствование системы управления РТК

2.1. Утвердить целевую программу развития РТК Приморского края в Законодательном собрании Приморского края

Комитет по туризму. ТЦСР

2.2. Образовать конкурсно-экспертную комиссию по экспертизе и продвижению проектов развития отрасли.

Комитет по туризму. ТЦСР

2.3. Способствовать учреждению ассоциаций в каждой из смежных с туристической отраслей. (Среди предприятий гостиничного хозяйства и других мест размещения, предприятий питания, учреждений культуры и отдыха, транспортной сферы) Проводить периодические координационные совещания с представителями ассоциаций.

Отделы, комитеты и управления администрации Приморского края, муниципальных образований

2004 Весь период

2.4. Инспектирование экскурсионных маршрутов с последующим обсуждением итогов на заседании информационно-методического туристско-экскурсионного Центра

Комитет по туризму, информационный туристический центр

Весь период

Оперативная оценка состояния, информационное обеспечение деятельности РТК

2.5. Проводить конкурсы на лучшее туристское предприятие, гостиничное предприятие, предприятие питания; лучший маршрут

Комитеты и управления администрации Приморского края

Весь период

Повышение предпринимательской активности в области РТК

2.6. Создать туристические представительства в Китае

Комитет по туризму, Департамент международного Сотрудничества

Обеспечение интересов национальных турагенств

2.7. Объявить конкурс на разработку сценариев событийного туризма.

Департамент Культуры, Комитет по туризму

Комплексное решение и развитие всей системы РТК. Расширение рынка услуг комплекса.

2.8.. Войти в члены координационного совета «Регионы России - Московское соглашение».

Комитет по туризму

Использование финансовых и информационных федеральных ресурс

2.9. Включить в экспертно-конкурсную комиссию и координационный совет по образованию представителей СМИ.

Комитет по туризму

Повышение согласованности действий и интересов соответствующих субъектов. Повышение эффективности всех параметров деятельности РТК.

3.1. Формирование реестра федеральной, краевой, муниципальной и частной собственности на объекты туристической индустрии и инфраструктуры и кадастра земель рекреационного назначения

Комитет по туризму, ТИГ ДВО РАН

Упорядочивание использования государственной собственности, повышение доходов бюджета

600 тыс.руб

3.2. Участие в туристских выставках "Дальтур", "Дальтур-Экспо", "MITT", международных выставках единым стендом. Создание постоянно действующего стенда.

Комитет по туризму,

2000 тыс.руб. в год

3.3. Создание информационного туристского центра (ГУП) Создание и поддержка соответствующего сайта.

ФПДИ «Приморье», ТЦСР

Расширение рынка туристических услуг, Рост доходов отрасли и бюджета

1800 тыс.руб.

3.4. Проведение маркетинговых исследований по разработанным методикам.

Информ.центр.

2004-03-30 Весь период

Расширение рынка услуг

3.5. Проведение первичного исследования потребителей въездного и внутреннего туризма, разработка и внедрение системы сбора первичной информации

Информационный центр

2004 весь период

Расширение рынка услуг

3.6. Представление материалов во «Всероссийский каталог туристических ресурсов Регионов».

Комитет по туризму

Выход на Всероссийский рынок туристических услуг

3.7. Проводить ежегодно ознакомительные туры для иностранных туроператоров и журналистов

Комитет по туризму

Весь период

Расширение рынка

200 тыс. руб.

3.8. Издание ежегодного бюллетеня туристской информации и статистики

Комитет по туризму

50 тыс. руб.

4. Подготовка кадров

4.1. В рамках Школы проектных менеджеров начать подготовку инновационных менеджеров в области туризма как элемента системы управления проектами

2004 Весь период

Формирование системы управления проектами.

500 тыс. руб.

4.2. Создать координационный совет по туристическому образованию.

Комитет по туризму. ВГУЭС

4.3. Поддержка учебно-методической базы Головного центра подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма. Издание учебных пособий. Создание лабораторий и проч.

Комитет по туризму. ВГУЭС

Весь период

Повышение качества обучения

1200 тыс.руб в 2004 и 500 тыс. в посл.

4.5. Утвердить план работы Головного центра

ВГУЭС Комитет по туризму

Октябрь 2004

Повышение квалификации кадров. Создание системы непрерывного образования в отрасли.

Можно отметить, что с появлением рыночных отношений в России к 2000 г. произошло становление индустриального, дифференцированного, элитарного туризма.

Рассмотренная периодизация развития туризма в мире является, как отмечалось ранее, условной, в России же и в ряде других стран развитие туризма в нее не вписывается.

Развитие туризма на последних его этапах связано с рядом социально-экономических факторов:

  • · увеличением свободного времени в общем временном балансе населения;
  • · ростом общественного благосостояния и платежеспособного спроса на услуги;
  • · возрастающей потребностью в отдыхе и оздоровлении;
  • · демографических факторов;
  • · урбанизацией и глобализацией;
  • · коммуникационно-гуманитарных факторов;
  • · трансформацией традиций, культур и общественного сознания;
  • · изменениями в структуре духовных ценностей и др. Проанализируем подробнее некоторые из приведенных фактов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: